На главную страницу

"История с географией"

Выпуски журнала 1996-2004 гг.

Последний номер - 1/2004 г.

Новый номер - 1/2005: "Я" и "Другой"

Здесь могла быть Ваша статья

Алфавитный список статей

Наши авторы

Параллели и меридианы

Добавить свой сайт

Анонсы, объявления, новости

Добавить новость или объявление

Новый ресурс по семиотике!!!

"Не ходите сюда, пожалуйста!"

Наши проблемы

Гостевая книга

"Я к вам пишу...":

green_lamp@mail.ru

borisova_t@rambler.ru

Эти же адреса можно использовать для контактов с нашими авторами

Сюда же можно присылать статьи на темы, имеющие отношение к направлению журнала ("чистая" семиотика, семиотика культуры, культурология, филология, искусствоведение и т.п.).

Как стать нашим автором?

Стать нашим автором очень просто. Нужно взять свой текст в формате Word или (что еще лучше) HTML и прислать по одному из адресов "Зеленой лампы".

Особо хотим подчеркнуть, что у нас нет "своего круга" авторов, мы открыты для всех. (Но и своих постоянных авторов очень любим). Нет ограничений и на объем статьи, на количество статей одного автора, помещаемых в номер. Главные критерии при отборе материала - профессионализм, талант, "блеск ума и утонченность чувств" авторов, соответствие теме номера (кстати, темы можно предлагать, возможно, именно ваша статья и предложит тему одного из следующих номеров). Единственная просьба - не присылать материалов просто для "факта публикации": у нас есть смешные устремления к "гамбургскому счету" - свободному научному общению без каких бы то ни было конъюнктурных соображений...

Ну и - ждем вас! Пишите!

Когда, уничтожив набросок,

Ты держишь прилежно в уме

Период без тягостных сносок,

Единый во внутренней тьме,

И он лишь на собственной тяге

Зажмурившись, держится сам,

Он так же отнесся к бумаге,

Как купол к пустым небесам.

 

Осип Мандельштам.

Восьмистишия (№ 6)

 

 

 

Юлия Васильевна Вишницкая

  МИФОЛОГЕМЫ АЛЕКСАНДРА БЛОКА В РУССКОМ ЭТНОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук

 

Раздел 2. Часть 3. Мифологемы, актуализирующие "центр пути"

§ 2. "Храм" в художественных текстах А.Блока

Среди интенсионально релевантных форм объективации мифологемы "храм" тексты Блока репрезентируют характерные для комплементарной парадигмы христианства самостоятельные формы целого (общепринятые и более локативные, как "Троица"); парафразы, подтверждающие святость этого религиозного сооружения ("святая колыбель", "священная броня"); экспрессивно-эмоционально маркированные/немаркированные формы типа "русский бесприютный храм", "тихий храм", "святая церковь" и синекдохические формы: "острия церквей", "золотой иконостас", "церковная высота", "купол", "алтарь", церковные ступени", "соборная мгла", "церковный хор", "монастырский крест".

Храм как религиозное учреждение (см.: IV-181, 195, 212, 215, 216) является обителью Бога на земле: местом, где смыкается мир божественный (теистический верх) с миром живой одухотворенной природы:

Ты дремлешь, боже, на иконе

В дыму кадильниц голубых.

Я пред тобою, на амвоне,

Я сумрак улиц городских.

Со мной весна в твой храм вступила.

Она со мной обручена.

Я – голубой, как дым кадила.

Она – туманная весна (II-130).

Именно в этом священном месте общения человека с Богом [189: 365] происходит встреча Его и Ее, Обожествленной, Святой, – храм становится локусом тайных свиданий, которые чаще всего происходят во сне, в воображении, в окружении видений и теней (I-156, 237, II-338) или – в мире мифологизированного прошлого:

Мы встречались с тобою в храме

И жили в радостном саду.

Но вот зловонными дворами

Пошли к проклятью и труду (II-191).

Храм постепенно трансформируется в место жертвоприношения, поклонения Ей; имена с эпитетами "белый храм", "снежный храм" чаще всего раскрывают храм как обитель Ее – и многоликость Прекрасной Дамы, которая то пробежит тенью в лампадном свете, то медлительно сойдет "от иконы в нежных розах" (IV-99). А.Блок, веруя в Мировую Душу, ожидая встречи с Ней, делает храм Ее обителью, видя и святость, спасительность его, и его губительную силу (символ печали, символ цепей: I-198, напр.).

"Священная броня", являясь своеобразным духовным покровом [61:87], – защищает, оберегает, спасает:

Девушка пела в церковном хоре

О всех усталых в чужом краю,

О всех кораблях, ушедших в море,

О всех, забывших радость свою.

Храм своей святостью (I-194, II-121, III-362) обезвреживает зло, потому мир демона нейтрализуется:

Боюсь души моей двуликой

И осторожно хороню

Свой образ дьявольский и дикий

В сию священную броню...(I-192, II-79, см.III-88, 114, I-238, III-356).

Храмы как места совершения таинств и общественных молитвенных собраний (I-368) способствовали нравственному сближению между людьми, воспитанию духа любви и братства, духовному совершенствованию. Не случайно потому храм у поэта – символ прекрасного, красивого – в мире абсолютного счастья:

Видно, дни золотые пришли.

...................

Утром белая церковь вдали

И близка и ясна очертаньем (I-122, 205),

символ запредельного, неземного:

Пошлю мечту о запредельном

В его святую колыбель(II-54, I-337, 529, III-118, II-84).

Центр Вселенской Души (I-27, 103, 74, 316, II-47, III-114) как материализованное божье тело, где происходит интимное сближение человека с Богом, – сворачивается в центр микромира, человеческой души:

Ничего вы не скажете, люди,

Не поймете, что темен мой храм.

Трепетанья, вздыхания груди

Воспаленным открыты глазам (II-276).

В этих психологических ассоциативах спроецированы христианские верования в храм как "земное небо" и в небо как церковь [6:22, 175:107-108] и народнопоэтические представления о том, что сакральные постройки одухотворены и живы, как люди [229: 10].

В текстовом пространстве А.Блока "храм" становится и своеобразной материализацией постоянного возвращения, круговорота жизни-смерти: начало и конец соединены в вечности:

Гнусавой мессы стон протяжный

И трупный запах роз в церквах –

Весь груз тоски многоэтажной –

Сгинь в очистительных веках! (III-107, II-214, 63).

Так называемые локусные дескрипторы ("Обитель Бога на земле", "Обитель Ее", "Центр Вселенской души", "Центр микромира, человеческой Души") объединены мотивами, основанными на признаках "светлый, очистительный, освобождающий", которые реализует образ – объект сопоставления, соотносимый с Богиней:

Ты так светла, как снег невинный.

Ты так бела, как дальний храм (III-130)

и с душой:

И изливается душа,

Как в сельской церкви темной (III-257).

Абстрактно-символическая природа Господнего Дома подтверждается и рядом переосмысленных косвенных дескрипторов, реализуемых образом – субъектом сопоставления: запредельность храма, его нематериальность – колоративна (символически указывающая на небо, на теистический верх, на бесконечность) [260: 505]:

Здесь голубыми мечтами

Светлый возвысился храм (I-340), –

и космогонично-стихийна: "храм" расшифровывается посредством пироморфно-абстрактно-символического кода:

Славой золотеет зарево

Монастырский крест издалека.

Не свернуть ли к вечному покою? (III-272).

Таким образом, в русском этнокультурном пространстве "храм" А.Блока как бы реконструирует свою мифологическую сущность, открывая в себе древние пласты фоново-культурологического характера: храм – место, "освященное присутствием божества", и одновременно – "то, соприкосновение с чем для человека запретно" [35: 347], – и проявляя свою этническую природу в языческой и христианской ипостасях.

Дохристианские преставления о храме как о месте Жертвоприношения богам нашли свое воплощение в "храме" Её обители, запредельной, существующей чаще в мирах состояния снов, видений, призраков или в сомкнутых пространствах.

Все мифосимволические дескрипторы, фокусирующие значение сакральности, суть проекция этнического мифа, основывающегося на триаде "душа – любовь – спасение" (см. соответствующие дескрипторы-символы). Кроме того, полярность символических значений – символов, связанных с жизнью и смертью, – подтверждают духовно-охранительную природу, оберегательное назначение церкви [183: 5-6, 38:779], реализуемое амбивалентностью этого образа [18: 664]. Амбивалентность храма определяет и его медиальную функцию: смыкаются пространства жизни и смерти.

Итак, среди комплементарных парадигм мифологемы "храм" выделяются фоново-культурологический спектр, языческий и христианский мифы. Центром смыслового поля мифологемы является дескриптор "обитель Бога на земле", совпадающий со словарным прямым значением лексемы "храм". "Культовое сооружение", будучи одновременно центром Вселенской Души и центром микромира, объединяет вокруг себя ряд мифосимволических дескрипторов, проявляющих сакрально-охранительную природу храма и отражающих его амбивалентность, восходящую еще к фоново-культурологическому мифу. Языческие представления о храме реализованы в "локусных" дескрипторах мифологемы (место встречи, Ее обитель), отмеченные символикой святости.

Читать дальше

К оглавлению

Библиографическая справка

 

 

 

 

© Вишницкая Юлия Васильевна. Мифологемы Александра Блока в русском этнокультурном пространстве

Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. – Киев, 2003. Институт языковедения имени А.А.Потебни Национальной академии наук Украины. Научный руководитель - Озерова Нина Григорьевна, доктор филологических наук, профессор

 

При оформлении страницы использован фрагмент работы Эдуарда Берн-Джонса "Принц вступает в заросли шиповника"

Репродукция взята с сайта www.elibron.com

 

 

 


Хостинг от uCoz