На главную страницу

"История с географией"

Выпуски журнала 1996-2004 гг.

Последний номер - 1/2004 г.

Новый номер - 1/2005: "Я" и "Другой"

Здесь могла быть Ваша статья

Алфавитный список статей

Наши авторы

Параллели и меридианы

Добавить свой сайт

Анонсы, объявления, новости

Добавить новость или объявление

Новый ресурс по семиотике!!!

"Не ходите сюда, пожалуйста!"

Наши проблемы

Гостевая книга

"Я к вам пишу...":

green_lamp@mail.ru

borisova_t@rambler.ru

Эти же адреса можно использовать для контактов с нашими авторами

Сюда же можно присылать статьи на темы, имеющие отношение к направлению журнала ("чистая" семиотика, семиотика культуры, культурология, филология, искусствоведение и т.п.).

Как стать нашим автором?

Стать нашим автором очень просто. Нужно взять свой текст в формате Word или (что еще лучше) HTML и прислать по одному из адресов "Зеленой лампы".

Особо хотим подчеркнуть, что у нас нет "своего круга" авторов, мы открыты для всех. (Но и своих постоянных авторов очень любим). Нет ограничений и на объем статьи, на количество статей одного автора, помещаемых в номер. Главные критерии при отборе материала - профессионализм, талант, "блеск ума и утонченность чувств" авторов, соответствие теме номера (кстати, темы можно предлагать, возможно, именно ваша статья и предложит тему одного из следующих номеров). Единственная просьба - не присылать материалов просто для "факта публикации": у нас есть смешные устремления к "гамбургскому счету" - свободному научному общению без каких бы то ни было конъюнктурных соображений...

Ну и - ждем вас! Пишите!

Когда, уничтожив набросок,

Ты держишь прилежно в уме

Период без тягостных сносок,

Единый во внутренней тьме,

И он лишь на собственной тяге

Зажмурившись, держится сам,

Он так же отнесся к бумаге,

Как купол к пустым небесам.

 

Осип Мандельштам.

Восьмистишия (№ 6)

 

 

 

ЗНАКИ ЗОДИАКА И ПРОБЛЕМА КЛАССИФИКАЦИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЭПИЧЕСКИХ ЖАНРОВ

(один из подходов к семантической классификации произведений художественной литературы)

Настоящая статья является частью работы по созданию структурно-семантической классификации прозаических жанров, в которой предполагается описать одну из групп семантически связанных мифологем, лежащих в основе литературных произведений разных жанров.

Мы исходим из положения, что мифология является первичным материалом для всякого искусства. Мотивы античной (мифологической) космологии, а затем библейской мифологии являются арсеналом поэтической образности, источником сюжетов, формализованным языком искусства.

Мифология рассматривается как замкнутая символическая система, объединенная и характером функционирования и способом моделирования окружающего мира. Миф представляет собой структурную организацию самих принципов литературы. В литературе мифические архетипы не исчезают, а только видоизменяются, поскольку в литературном мифологизме на первый план выходит идея вечной повторяемости первичных мифологических прототипов для выражения универсальных архетипов и для конструирования повествования (1). Сам же миф используется как метафора.

Анализ зафиксированных в знаковых системах мифов привел к представлению о мифе как элементарной сюжетной конструкции, архетипе духовной культуры. Эту сюжетно-мотивационную единицу мифа принято называть мифологемой.

Использование мифологем авторами художественной литературы, т.е. осознанное возвращение литературы к своему истоку – мифу, получило название ремифологизации (2).

В настоящей работе мы намереваемся рассмотреть ряд взаимосвязанных мифологических архетипов (мифологем), используемых в произведениях различных жанров эпической прозы.

Миф принципиально космичен, и космическая модель составляет ядро мифологической модели мира. Пафос мифологии подчинен гармонизирующей и упорядочивающей целенаправленности и ориентирован на такой целостный подход к миру, при котором не допускаются даже малейшие элементы хаотичности. Превращение хаоса в космос составляет основной смысл мифологии, причем космос с самого начала включает ценностный, этический аспект.

Не претендуя на всеобъемлемость, мы тем не менее выбрали один из центральных циклов мифов, связанных с Зодиаком. Выбор данной замкнутой системы мифов основан на том , что границы нашей вселенной представлены для нас границами Зодиака. Так, круг Зодиака символически представляет для нас пространство, которым ограничился Бог, чтобы создать мир.

Предполагается рассмотреть античные и библейские мифы, связанные с Зодиаком, и на основе нахождения мифологем найти отображение тех же архетипов в литературных произведениях, поскольку ничего иного, кроме истолкования реальности, не может заключаться ни в содержании, ни в морфологии мифа. Мифы сохраняют и передают парадигмы – образы, в подражание им осуществляется вся совокупность действий, за которые человек берет на себя ответственность. Силой этих служащих примерами образов периодически воссоздаются космос и общество, поскольку предмет или действие становятся реальными лишь в той мере, в какой они имитируют или повторяют архетип (3).

Миф одновременно диахроничен (как историческое повествование о прошлом) и синхроничен (как способ объяснения настоящего и даже будущего). Во-вторых, предполагается рассмотреть систему мифов, связанных с прохождением Солнца через Зодиак. В мифологии солнечный герой, как правило, отождествляется с божеством. Однако аллегорическое значение существует в мифе, как возможность, откуда вытекает бесконечность смысла. В литературных произведениях прохождение через Зодиак обычно осуществляется главным героем, а сам круг Зодиака в данном случае представляется завершенным циклом человеческой жизни, где разным созвездиям (домам) соответствуют разные ее этапы. (Все существующее на земле имеет духовное повторение на небесах.).

Данный подход к анализу литературных произведений даст нам возможность не только впервые создать структурно-семантическую классификацию жанров эпической прозы, представить мировую литературу не как ряд разрозненных произведений, но и увидеть то общее, что лежит в основе произведений разных эпох и авторов несмотря на все их разнообразие, и представить художественную литературу как единую систему, связанную единым смыслом.

Поскольку анализ предполагается проводить на материале западноевропейской литературы, предполагается рассмотреть древнегреческие и библейские мифы, легшие в основу этой культуры.

Все темы в художественных произведениях сводимы к определенному числу тем и восходят к темам, данным в мифологиях. Мифологемы, в свою очередь, связаны со строением мироздания (космоса). Тот факт, что в культурах всех народов присутствуют мифы, связанные с Зодиаком и планетами, уже сам по себе указывает на их центральное место в различных мифологиях (4), говорит о стремлении людей соотнести себя со Вселенной и попытке привести жизнь человека в гармонию с космическими принципами, что исходит из осознания того факта, что во Вселенной, как и в любой замкнутой системе, все должно быть взаимосвязанным и находиться в гармонии. Попытке описать эту гармонию служит последовательное развитие различных мифологий. В мифологических преданиях также даются примеры нарушения космической гармонии и рассказывается о трагических последствиях подобных нарушений для людей.

То, что изучение планет и созвездий и их воздействия на жизнь людей началось уже в глубокой древности, указывает на их архетипическое положение в человеческой культуре, нашедшее свое отражение в образной форме в различных мифологиях. Образы, соответствующие характерам планет, можно найти в мифологиях совершенно разных и исторически не связанных между собой культур. Они составляют сферу общечеловеческой души и относятся к тем базовым понятиям психики, которые К.Г.Юнг назвал архетипами (5). Архетип означает праобраз, древний образ; древний образ мира. "Более глубокие слои души утрачивают свою индивидуальную неповторимость, по мере того, как все дальше и дальше отступают во мрак. Опускаясь все ниже и приближаясь к уровню автономно функционирующих систем, они приобретают все более коллективный и универсальный характер, пока не угасают в материальных субстанциях. Следовательно, на самом дне "душа" есть просто Вселенная ".

Именно в нахождении глубинного смысла, стоящего за этими архетипами, и надо искать источник архетипов человеческого поведения и источник сюжетов в художественной литературе, описывающих это поведение.

Уже в глубокой древности люди заметили, что Луна в своем движении по ночному небу проходит лишь через определенные созвездия, причем в каждый период года данная фаза Луны наблюдается в одном и том же участке неба. Известно, что Луна светит отраженным светом Солнца, поэтому по положению на небе полной Луны нетрудно определить путь, который проходит среди созвездий и наше главное светило.

Линию движения Солнца по небосводу назвали эклиптикой (от гр. Ekleipsis "затмение ") и разделили ее на 12 равных отрезков по числу месяцев в году. Каждому сектору, занимающему в плоскости эклиптики ровно 30 градусов, был присвоен символ ближайшего к нему созвездия. Все такие созвездия, за исключением одного (Весы), изображают фигуры людей, животных или мифических существ, поэтому полосу на небе, в пределах которой находятся данные созвездия, назвали Зодиаком (zodiakos kyklos – "звериный круг "в переводе с греческого). На исходную точку зодиакального круга указывает положение Солнца в момент весеннего равноденствия. Считается, что зодиакальные созвездия ранее прочих были вычленены среди россыпи звезд ночного неба (6).

Согласно астрологическому закону аналогий, те же принципы, которые сформировали тело солнечной системы и управляют движением планет, проявились в устройстве земной жизни и создали душу человека (7). Душа человека выражается Солнцем. Эти незримые принципы, которые можно назвать божественными законами, а можно и просто космическими ритмами, легли в основу мифологических архетипов. Эти ритмы, выражающие себя как архетипы в астрологии, присутствуют в нашей жизни как глубинные мотивы событий. В личной и коллективной истории есть внутренний сценарий, предопределяющая смысловая линия незаметных поступков и великих деяний. Их мотивы помогает раскрыть мифология с позиции не сиюминутного, но вечного.

Прохождение Солнца-души через знаки Зодиака – основные вехи человеческого бытия – является цикличным годовым курсом в астрологии и завершенным этапом в человеческой жизни души, прошедшей через все предписанные ей природой испытания. Как варианты прохождения человека через разные жизненные этапы, были выделены как положительные, так и отрицательные свойства разных знаков Зодиака, так же как и те качества в человеческом характере, которые человеку в течение жизни следует преодолеть для достижения положительных качеств, присущих данному знаку. Считается, что характер человека определяется свойствами того знака Зодиака, под которым человек родился.

Знаки Зодиака также соотносятся с определенными этапами человеческой жизни. В данном случае жизнь человека разбивают на двенадцать фаз, длящихся в среднем от шести до восьми лет. Некоторые фазы протекают быстро, тогда как другие, наоборот, могут быть очень продолжительными.

Это:

1. Овен. Младенчество. Человек сам по себе и его глубинные устремления.
2. Телец. Материальные блага и приобретения, связанные с периодом роста ребенка.
3. Близнецы. Обучение, отношения, маленькие путешествия.
4. Рак. Молодой человек. Любовь. Мечты о собственном домашнем очаге.
5. Лев. Дети – создания, гордиться которыми люди испытывают потребность. Также область творчества и иной производительной деятельности.
6. Дева. Дом работы и проблем со здоровьем, но также и дом чистоты.
7. Весы. Урегулирование проблем. Период, когда начинают давать практические советы другим.
8. Скорпион. Человек начинает задумываться о смерти и потустороннем мире. Проявление ревности. А также недовольство социальным порядком и поиск средств его преобразования.
9. Стрелец. Духовная жизнь, интерес к философии и религии. Появление потребности задуматься о смысле жизни, появление склонности к размышлению над философскими и религиозными проблемами. Появление желания познать другие страны, их обычаи, уровень жизни. Определенное социальное положение.
10. Козерог. Достижение максимально высокого социального положения, а также жизнь в одиночестве. Старение. Человек чувствует для себя позволительным судить обо всем и осуждать всех – помалу уходит в изоляцию.
11. Водолей – дом друзей и духовности. Выход на пенсию или в отставку. Подыскивание себе молодой замены. Человек уделяет больше времени своим друзьям, обсуждая с ними духовные проблемы.
12. Рыбы. Дом жертвоприношений, отказа, испытаний, а также скрытых неприязни, вражды, предательств. Физическое ослабление, порывание с физическим миром. Составление завещания, в котором человек освобождается от всех своих приобретений и благ. Зачастую оказывается покинутым на больничной койке (8).

Естественно, что данное описание весьма схематично. Каждая жизнь обладает своими особенностями и более или менее отклоняется от этой общей схемы. Однако несоответствие жизни данной схеме в целом приводит человека к внутреннему разладу и неудовлетворенности собой, окружающими людьми и жизнью вообще. Данная схема лежит в основе романов-жизнеописаний. (Например, романа Джона Голсуорси "Сага о Форсайтах "и романа Томаса Манна "Будденброки ").

Зодиак, всегда сохраняющий свой порядок в отличие от всегда находящихся в движении планет, – символ движения земли вокруг Солнца и наиболее важный для жизни человека годовой цикл. Картина мифологических образов, описывающих понятия планет, разворачивается в последовательности, обратной годовому движению Солнца по знакам Зодиака – от Рыб в сторону Водолея. Согласно древней традиции Египта, становление мира и совершенствование человека осуществляется от знака Рыб через Водолея, символизирующего первичное разделение и начало развития, постепенно до Овна, знака совершенства человека. Мифы и предания, связанные со знаками Зодиака, дают нам возможность проследить развитие мира, начиная с его творения до появления в нем человека, созданного аналогично той системе Вселенной, в которой ему предстояло жить, а также поиски человеком своего места в мире и приведение своей жизни в соответствие с законами Вселенной, что отражено в различных мифологиях, а позднее в литературных произведениях.

Зодиак вдохновил почти все народы на создание мифов и легенд, отражающих собственные характеристики каждого из двенадцати знаков. Это 12 олимпийских богов и 12 подвигов Геракла в греческой мифологии, 12 сыновей Иакова, являющихся родоначальниками 12 колен Израиля в Ветхом Завете, 12 апостолов в Новом Завете.

Пантеон богов в греческой и римской мифологиях был связан с основными сферами человеческой деятельности, которым эти боги покровительствовали.

12 подвигов Геракла в образной форме отображают тот путь человека, который необходимо пройти, чтобы стать богоподобным. (После смерти Геракл был причислен к сонму олимпийских богов).

Геракл был сыном Зевса и Алкмены, жены фиванского военачальника Амфитриона, которую Зевс соблазнил, приняв черты ее мужа (9).

Когда родился Геракл, Гера, жена Зевса, всегда раздражавшаяся его неверностью, захотела умертвить ребенка и подослала двух змей, чтобы задушить его в колыбели; но ребенок оказался таким сильным, что сам задушил змей. Став юношей, Геракл получил великолепное воспитание и совершил множество подвигов до того, как женился на Мигаре, дочери царя Тебейского, и имел от нее много детей. Но однажды, внезапно пораженный безумием, насланным на него Герой, он убил своих детей и их мать. Мучимый угрызениями совести, он отправился в Дельфы просить совета у дельфийского оракула – Аполлона, как искупить свое преступление. Аполлон приказал ему отправиться на двенадцать лет к царю Эврисфею, и именно Эврисфей подверг его двенадцати испытаниям, названным двенадцатью подвигами Геракла.

Геракл последовательно: 1) задушил немейского льва; 2) убил лернейскую гидру; 3) полонил эриманфского вепря; 4) победил в беге аркадскую (керинейскую) лань; 5) перестрелял из лука стимфалийских птиц; 6) обуздал критского быка, посланного Посейдоном бороться против царя Миноса; 7) убил Диомеда – фракийского царя, кормившего своих кобылиц человеческим мясом; 8) победил амазонок; 9) очистил Авгиевы конюшни, направив в них потоки рек Алфея и Пенея; 10) победил и убил великана Гериона, похитив стада его быков; 11) освободил Тезея из Ада; 12) похитил золотые яблоки из сада Гесперид.

Эти двенадцать подвигов соотносят со следующими знаками Зодиака:

1. Лев.
2. Скорпион.
3. Овен.
4. Козерог.
5. Стрелец.
6. Телец.
7. Близнецы.
8. Дева.
9. Водолей.
10. Рак.
11. Рыбы.
12. Весы (10).

Как уже было сказано, "зодиак "в переводе с греческого означает "звериный круг. "Зверь" в мифологии символизирует низшую природу человека, над которой нужно подняться, победив ее в себе. Именно это и отражено в подвигах Геракла. Задачей человека, как и Геракла, является бороться против всех негативных аспектов, присущих каждому из знаков Зодиака, и развивать в себе все положительные аспекты.

1. Он должен бороться против волка и вепря Марса (дикость, злобность), питая в себе желание, готовность к самопожертвованию, необходимому для прорастания семян добра (эриманфский кабан – Овен).

2. Он должен победить материализм и чувственность Тельца и обрести его терпение, его устремленность и его силу (обуздание критского быка).

3. Он должен бороться против вредных тенденций Близнецов, их интеллекта, готового обманывать, критиковать и клеветать, но быть готовым всегда исполнять предписания любви и мудрости (кони Диомеда).

4. Он должен овладеть собой, быть хозяином эмоциональности, беспорядочного и сумеречного воображения Рака, но стать чувствительным к духовным потокам, иметь желание возвышать свою жизнь и очищать все данные ему силы (великан Герион).

5. Он должен победить кичливость и гордыню Льва, но развивать свою прямоту, свое благородство и достоинство (немейский лев).

6. Он должен победить духовную ограниченность и сухость Девы, научиться ее чистоте, ее вкусу к порядку и методичности (Амазонки. Пояс Ипполиты).

7. Он должен победить лень и нерешительность Весов, но развивать их потребность к гармонии и красоте (золотые яблоки Гесперид).

8. Он должен одержать верх над ревностью и сексуальной страстностью Скорпиона и всегда быть готовым умереть для всего низшего, как учил Иисус, когда он говорил: "Если вы не умрете, то не будете жить" (лернейская гидра).

9. Он должен бороться против мятежного инстинкта и нестабильности Стрельца, но быть способным возвыситься своим сознанием до Бога (стимфалийские птицы).

10 Он должен побороть гордыню, жестокость и непримиримость Козерога, чтобы достичь с помощью медитации и созерцания самых высоких пиков духовных гор (аркадская лань).

11. Он должен победить индивидуализм, потребность в скандалах и бунтах Водолея, чтобы раствориться в космической жизни (Авгиевы конюшни).

12. Он должен избежать туманов и внутренней скованности Рыб, но научиться самоотверженности, самоотречению и самопожертвованию (освобождение Тезея из ада – Цербер).

Возложенные на Геракла 12 подвигов являются нам в высшем свете, если учесть то, что перед последним и самым трудным из них он дает посвятить себя в элевзинские мистерии (11). Он должен по поручению микенского царя Эврисфея привести из преисподней и отвести обратно адского пса Цербера. Для пути в преисподнюю Гераклу необходимо стать посвященным. Мистерии вели человека через смерть преходящего, т.е. в преисподнюю; и они же спасали его от гибели через посвящение. Как мист, он мог побеждать смерть. Так преодолевает Геракл опасности подземного мира. Это дает право толковать и другие его подвиги, как внутренние ступени в развитии души.

"Для человека, который изменил свои восприятия и чувства по отношению к действительности, она утратила для него свою абсолютную устойчивость, свою безусловную ценность. Его восприятия и чувства начинают сомневаться в своем безусловном господстве и уступают место миру духов. Здесь лежит, однако, страшная возможность. Человек теряет восприятия и чувства непосредственной действительности, а взамен не открывается перед ним иная. Он витает тогда как бы в пустоте и самому себе является мертвым. Старые ценности погибли, новые для него не возникли. Тогда для него не существует больше ни мира, ни человека. Он достигает предела, где дух являет ему всякую жизнь, как смерть. Тогда он больше не в мире, он в преисподней, и совершает путешествие в Аид. Если он не погибнет теперь, то перед ним открывается новый мир. Он либо исчезает в нем, либо предстает перед самим собой измененным. В последнем случае из духовного пламени возрождается для него весь мир" (12).

В свете этого можно искать и тот глубинный смысл, который заложен в каждом из 12 подвигов и который даст нам возможность найти его отражение в различных литературных произведениях и сгруппировать их по принципу соответствия тому или иному архетипу.

1. Победа над немейским львом (Лев) и приведение его в Микены означает овладение чисто физической силой в человеке, укрощение ее. Шкура зверя в греческих и индусских мистериях – символ низшего "я" человека.

2. Победа над лернейской гидрой соответствует знаку Скорпиона, символу сексуальной силы, у которой каждый раз вырастает новая голова – новая мощь. Невозможно отрицать сексуальную силу, но ее следует преобразовывать в высшую любовь.

Геракл убивает девятиглавую Гидру. Он поражает ее пылающими головнями и погружает в ее желчь свои стрелы, так что они получают способность попадать в цель без промаха. Это значит, что он побеждает низшее знание, знание чувств пламенем духа, и из того, что приобрел путем этого низшего знания, берет силу, позволяющую ему видеть низшее в духовном свете.

3. Стимфалийские птицы. Победа над тем, что мешает человеку видеть небо. Созвездие Стрелец, соответствующее этому подвигу, изображается в виде кентавра – получеловека и полулошади, что указывает как на животную, так и на божественную природу в человеке.

Низшую природу необходимо преодолеть, чтобы стать связующим звеном между землей и небом, символом чего и является Стрелец.

4. Керинейская лань (Козерог). Добывание всего, что может дать человеческой душе свободная природа. Однако и понимание того, что властвовать над природой невозможно, не нарушая ее гармонии. Лишь ранив лань, Гераклу удалось поймать ее, за что на него разгневалась богиня охоты Артемида.

5. Эриманфский кабан (Овен). Победа над животной силой, преодоление в себе дикости и злобы, способных привести человека к саморазрушению. Трансформация их в готовность к самопожертвованию.

6. Авгиевы конюшни (Водолей). Духовные воды приходят очищать подсознание человека.

7. Критский бык (Телец). Победа над материализмом и чувственностью и обретение терпения, устремленности и силы.

8. Кони Диомеда (Близнецы). Представляют интеллект, склонный к разрушению. Своим разумом человек разрушает – он анализирует, критикует, препарирует, но в конце концов та же самая сила, разрушающая все вокруг него, разрушает и его самого.

9. Пояс Ипполиты (Дева). Символ власти, подаренный Ипполите богом войны Аресом.

После победы над амазонками Геракл отдает его Тезею, за его великую храбрость. Тезей олицетворяет душу (луну), которую Геракл наделяет дополнительной силой, победив ограниченность знака Девы.

10. Коровы Гериона (Рак). Герион – образ человека, основанного на трех принципах – интеллекте, сердце и воле, существующих на низшем уровне персональности и на высшем уровне – индивидуальности. В традиционной символике персональность представлена Луной, а индивидуальность – Солнцем. Три тела Гериона соответствуют, следовательно, физическому, астральному и ментальному планам, составляющим персональность, которую надо трансформировать в индивидуальность.

11. Цербер (Рыбы). Созвездие Рыб представляет всеобщий хаос, первичное пространство, откуда вышли все существа, это мир безразличия, бессознательности, мрака, Аида, откуда Геракл вырвал Тезея (душу), чтобы вывести его на свет, к сознанию.

12. Яблоки Гесперид (Весы). Для того, чтобы добыть яблоки Гесперид, Гераклу пришлось временно стать на место Атланта, державшего на своих плечах земной шар, т.е. почувствовать на себе всю тяжесть мира и ответственность за него. Яблоки Гесперид (Гесперос означает утреннюю зарю) – награда тому, кто, пройдя "звериный круг", смог обрести равновесие (Весы) и обрел "зарю" новой жизни. Недаром Геракл преподносит яблоки Гесперид в дар богине Афине Палладе, т.е. мудрости.

Лишь выделив подобные значения каждого из знаков Зодиака (этапов жизни человека), определив их глубинный смысл, можно говорить об их архетипическом значении и находить его отображение в литературных произведениях. Это даст нам возможность, к примеру, отнести поэму Шота Руставели "Витязь в тигровой шкуре" к архетипу Льва (знаку овладения человеком в себе физической силы и преодоления в себе своего низшего "я"); роман А.Ф.Прево "История кавалера де Грие и Манон Леско" к знаку Скорпиона (как пример пагубности неконтролируемой сексуальной силы); произведения Т.Манна "Закон", Р.Баха "Чайка по имени Джонатан Ливингстон" к архетипу Стрельца (знаку стремления к духовным первоистокам, знанию и истине); роман Даниэля Дефо "Робинзон Крузо" к архетипу знака Козерог (как пример того, что может дать человеку природа); романы В.Гюго "Человек, который смеется", Ф.М.Достоевского "Бесы", У.Голдинга "Повелитель мух" к архетипу Овна, (т.е. различной трактовки проявлений животной силы в человеке); романы Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" и Дж.Джойса "Портрет художника в молодости" к знаку Водолея (связанного с очищением подсознания человека); цикл романов Оноре де Бальзака "Человеческая комедия" – с архетипом знака Телец (знака преодоления материализма и чувственности); роман Мери Шелли "Франкенштейн" и большинство произведений, относящихся к жанру научной фантастики, а также романы И.В.Гете "Фауст" и Т.Манна "Доктор Фаустус" к архетипу знака Близнецы (связанного с интеллектом, склонным к саморазрушению) и т.д.

Данные примеры литературных произведений лишь в общем виде дают представление о классификации литературных произведений на основании мифологических архетипов. Как правило, однофабульные произведения, например новелла или повесть, служат иллюстрацией одного из вариантов развития того или иного архетипа в художественной литературе, тогда как в многофабульных произведениях (рассказе и романе) развитие действия может быть связано с рассмотрением различных взаимосвязанных архетипов, составляющих канву жизни героев. Тем не менее, во всех произведениях художественной литературы рассматриваются проблемы внешней или внутренней жизни человека и отражаются стремление привести жизнь в соответствие с универсальными законами Вселенной или пагубные последствия нарушения изначально данной нам гармонии.

Ибо в идеале задача человека заключается в том, чтобы пройти через все знаки и бороться в себе против врагов – вепрей, волков, львов, тельцов, птиц, коз, скорпионов... т.е. против своей низшей природы. Когда эта работа будет закончена и он приобретет двенадцать добродетелей, как Геракл, он станет полубогом, т.е. реализует то, что в нем изначально заложено. В мифах и религиях всех народов прошлого можно найти следы посвящения, один и тот же язык, одну и ту же мудрость, изменяются только формы. Везде человек учится, как можно стать высшим существом, героем, божеством. Миссия человека заключается в том, чтобы осуществить Небо на Земле, стать подобным своему Создателю, по образу и подобию которого он был сотворен.

О том, как сложен этот путь, рассказывается в легенде о Фаэтоне.

Каждый день Гелиос проезжает по небу на своей колеснице, запряженной четверкой огненных коней. Ночью он возвращается в золотой чаше по морю домой, где его ждут сестры – Селена и Эос. С высоты своей небесной дороги Гелиос видит все, что происходит на земле и на Олимпе. Дочь богини красоты Афродиты Рода родила Гелиосу несколько дочерей и семерых сыновей. За ум и красоту их назвали гелиадами. Лишь сын Гелиоса Фаэтон не был уверен, что может причислять себя к ним. Ведь он был рожден не божественной Родой, а простой нимфой Клименой. Для того, чтобы убедиться в собственном божественном происхождении, Фаэтон добрался до дворца Гелиоса. Стремясь развеять сомнения сына, Гелиос пообещал выполнить любую его просьбу. В ответ Фаэтон попросил разрешить ему проехаться на колеснице бога солнца, чтобы ни у кого на земле не возникало больше сомнений в высоком происхождении юноши. Гелиос не смог отказать сыну, но эта поездка стоила Фаэтону жизни. Тяжелая колесница потеряла управление и покатилась к земле. (По преданию, это произошло, когда Фаэтон пролетал мимо знака Скорпион). Чтобы предотвратить катастрофу, Зевс разбил колесницу своей молнией, и юноша горящим факелом упал в реку Эридан (13).

В "Федре" Платона душа изображается в виде упряжки с возницей и с двумя крылатыми конями. Один из коней терпелив и мудр, другой норовист и дик. Если повозка встречает на пути препятствие, то этим пользуется норовистый конь, чтобы помешать воле доброго и выказать упрямство вознице. Когда колесница доходит до того места, откуда она должна следовать за богами по небесному своду, то дурной конь приводит ее в расстройство. От силы доброго коня зависит одолеть его, как и то, сможет ли упряжка осилить препятствие и вступить в царство сверхчувственного. Итак, иногда душе не удается совсем беспрепятственно подняться в царство божественного. Иные души больше поднимаются к этому созерцанию вечного, другие – меньше. Душа, однажды узревшая потустороннее, пребывает в покое до следующего объезда, та же, которая ничего не видела из-за дикого коня, должна сделать новую попытку при другом объезде. Один объезд обозначает жизнь души в одной личности, дикий конь – низшую, мудрый конь – высшую природу; возница изображает душу, жаждущую обожествления.

Сходный сюжет мы находим в Новом Завете. Это Иуда Искариот, согласившийся пойти за Христом (Солнечным Богом) его путем, а затем Его предавший из зависти и алчности. (Любой дом Зодиака может стать непреодолимым препятствием на пути к совершенству).

Легенда о Фаэтоне свидетельствует о крайней сложности для обычного человека пройти круг зодиака на уровне божества, несмотря на его частично-божественное происхождение. Пройти его путем зла, как правило, неприемлемо для человека, если он не принял "Эликсир Сатаны". "Следовательно, искусство жизни сводится к уравновешиванию бинеров (противоположностей), на которых построена вся Вселенная. Умение правильно находить равновесие (Весы) является одним из признаков мудрости (14). Это та причина, по которой каждый этап человеческой жизни, ее смысл и умение "правильно" жить являются вечными и неисчерпаемыми вопросами для размышления всех людей. Они же являются вечными сюжетами литературных произведений, отражающих взгляд автора на вечные, но все же нерешенные проблемы, т.к. любому человеку дается свобода воли, и каждый значительный этап жизни ставит его перед выбором (выбором между добром и злом), за который он несет ответственность перед мирозданием.

История европейской религии и мифологии отражает этот путь: от олимпийских богов, совмещающих в себе все черты (как положительные, так и отрицательные), присущие разным знакам Зодиака, а следовательно и разным типам людей, – через подвиги Геракла, в которых дается путь преодоления отрицательных аспектов и превращение их в положительные на каждом этапе пути человека. Далее в иудаистской традиции закладывается основа современного понятия о совершенстве человека и пути его достижения (12 патриархов), легшая в основу идеала развития человека, отраженного в христианстве в образе 12 апостолов.

Примечания

1. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1976. N.Frye. Anatomy of Criticism. New York, Athenaeum, 1967. R.V.Chase. Quest for Myth "Baton Rouge". Louisiana State Univ. Press, 1963.

2. Кобахидзе Т.Д. Миф и европейское поэтическое мышление 20-40-х гг. ХХ в. (к уяснению методологической позиции).

3. Элиаде М. Космос и история. М., Прогресс, 1987.

4. Семира и Веташ. Астрология и мифология. Изд-во АТОН, С.-Петербург, 1998. Кэмпбелл Дж. Мифический образ. Изд-во АСТ, М., 2004.

5. Юнг К.Г. Человек и его символы. С-Пб., 1996.

6. Афонькин С.Ю. Планеты и созвездия в легендах и мифах. Изд-во СЗКЭО КРИСТАЛЛ, С-Пб., 2003.

7. Семира и Веташ. Op. cit.

8. Айванхов О.М. Зодиак, ключ к пониманию человека и вселенной. М., 1997.

9. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. Государственное учебно-педагогическое

издательство Министерства просвещения РСФСР. М., 1957.

10. Айванхов О.М. Op. сit.

11. Штейнер Р. Мистерии древности и христианство. Изд-во "Интербук". С.-Пб., 1990.

12. Штейнер Р. Op. cit., с. 52-67.

13. Афонькин С.Ю. Op. cit.

14. См. Энциклопедию оккультизма, Т. 1. Изд-во Avers, М., 1992.

Тамара Мебуке

При оформлении страницы использована репродукция:
Konrad Witz. St. Christophorus

 

 

Хостинг от uCoz