КНИЖНАЯ ПОЛКА
В
поисках "Ж", "Z", "пред-", "пост-" и прочего "другого"
(Московско-тартуская семиотическая школа. История,
воспоминания, размышления. -
М.: Школа "Языки русской культуры", 1998. - 384
с.).
Несмотря на обилие глагольных форм прошедшего времени
в аннотации к этой книге ("Исследование вторичных моделирующих
систем было областью междисциплинарной, куда входили теория
культуры, религиоведение, мифология, фольклор, искусствознание,
поэтика. В ней вырабатывалась своя "научная парадигма", свои
методы точного и строгого описания материала. Сформировавшийся
здесь подход к гуманитарному знанию во многом определил направленность
последующего научного развития. Труды ученых "московско-тартуской
школы" имели значительный международный резонанс и переведены
на многие языки"), слухи о "смерти" этой школы смело можно
назвать "несколько преувеличенными".
Особенно это актуально для наших "практиков и теоретиков
культуры", большинство из которых "давно прошедшее" (через сознание
мирового научного сообщества) по-прежнему считает "враждебным
будущим". Как и генетику, "продажную девку империализма", семиотику
многие из них воспринимают лишь как вредную (в лучшем случае
ненужную) заумь.
И все же, наверное, еще не поздно расстаться с любимым
занятием, описанным в пословице, и попытаться догнать ушедший
караван. Тем более, что он очень большой, а значит, заметный
- даже из нашего "прекрасного далека".
Книга, в которую вошли статьи, эссе и мемуары непосредственных
участников или близких наблюдателей этого яркого научного явления,
драматургически организована. Она состоит из четырех частей
и приложения, каковые можно назвать "многослойными драматургическими
построениями". Так, например, если попытаться сделать строго
научный, типологический срез, то окажется, что в структуре книги
соблюдены хронологические, "идеологические", "территориальные"
и т.п. каноны академического сборника (см., например, названия
статей: "Из истории ранних этапов становления структурного метода
в гуманитарных науках славянских стран" Вяч.Вс.Иванова, "К проблеме
генезиса тартуско-московской семиотической школы" Б.А.Успенского,
"В поисках "другого". (Французская и восточно-европейская семиотика
на рубеже 1970-х годов)" Б.М.Гаспарова), "Восприятие тартуско-московской
семиотической школы в Италии" М.де Микель, "Московско-тартуская
семиотическая школа во Франции. (Будет ли переиздана в Париже
"Структура художественного текста"?" Е.И.Балаховской и т.п.).
Если же последовать пушкинскому призыву судить произведение
по законам, им же самим для себя созданным, и рассмотреть структуру
сборника как "структуру художественного текста", то можно обнаружить
все те разноуровневые (лексические, синтаксические, фонетические)
повторы, о которых писал Ю.Лотман, увидеть результаты действия
закона эквивалентности разных (на первый взгляд, разнородных)
единиц текста.
А чего стоит милая сердцу антрополога-структуралиста,
а также - опосредованно, через любовь-ненависть - и сердцу постструктуралиста
(А.К.Жолковский так вообще очень удачно назвал первую главку
своей статьи "Ж/Z-97": "Ж/Z: Заметки бывшего пред-пост-структуралиста")
кольцевая структура второй части книги:
Б.М.Гаспаров. Тартуская школа 1960-х годов как семиотический
феномен.
Б.М.Егоров. Полдюжины поправок к научной статье Б.М.Гаспарова.
О.Г.Ревзина, Г.И.Ревзин. Некоторые со-мнения по поводу
статьи Б.М.Гаспарова.
Ю.И.Левин. "За здоровье Ее Величества королевы английской!"
Ю.М.Лотман. Зимние заметки о летних школах.
И.А.Чернов. Тартуская школа: извне и изнутри.
Б.М.Гаспаров. Почему я перестал быть структуралистом?
"Напряженный диалог" - борьба мнений, научных пристрастий
разных людей - слышится в этой захватывающе интересной книге.
Стоило Б.Гаспарову заговорить о герметичности школы, как он
тут же получил "полдюжины поправок" (к счастью, не в "спину",
как революция, и вдвое меньше к тому же) от Б.М.Егорова. Правда,
поправки были тяжелые (веские). Одна из них - с именем самого
Юрия Михайловича Лотмана на устах: "Ю.М.Лотман /.../ уже
сравнил эзотерическую насыщенность в работе Б.М.Гаспарова с
трактовкой путешественником постоянного голода туземцев как
"специфического ритуала их страшной религии". (Правда, оговоримся,
Б.М.Гаспаров не был там чужаком, он и сам туземец; но, видимо,
он-то как раз благодаря своим склонностям добровольно "голодал").
Ю.М.Лотман справедливо подчеркнул просветительскую, а не герметическую
направленность тартуской школы семиотиков. Я бы добавил к этому
еще следующее. Добрая половина представителей школы (не только
тартуанцев, но и москвичей, ленинградцев, рижан и т.д.) были
вузовские работники, которые стремились внедрять свои методы
и выводы в практическое преподавание, приобщали коллег, аспирантов,
студентов к своей "религии". Эту "поправку", однако, продолжая
"туземные" аналогии, можно назвать бумерангом: разве "страшная
религия" не может возникнуть под влиянием голодания - и разве
она не может превратиться в традиционную - диктующую - модель?
Так, например, другой автор сборника, М.Л.Гаспаров, давший своей
статье симптоматичное название "Взгляд из угла", подтверждает
мнение своего коллеги: "С Борисом Михайловичем Гаспаровым
мы сверстники, и ту научную обстановку, от которой хотелось
отгородиться и уйти в эсотерический затвор, я помню очень хорошо.
Но мне не нужно было даже товарищей по затвору, чтобы отвести
с ними душу: щель, в которую я прятался, была одноместная. Мой
взгляд на Тартуско-Московскую школу был со стороны, верней,
из угла. Из стиховедческого". (Немногим ранее, в начале
статьи М.Л.Гаспаров рассказал о том, как стал участником первой
конференции по семиотике в 1962 году: "... я получил приглашение
в ней участвовать. Это меня смутило. Слово это я слышал часто,
но понимал плохо. Случайно я встретил в библиотеке Падучеву,
мы недавно были однокурсниками. Я спросил: "Что такое семиотика?".
Она твердо ответила: "Никто не знает". Я спросил: "А ритмика
трехударного дольника - это семиотика?". Она так же твердо ответила:
"Конечно!". Это произвело на меня впечатление. Я сдал тезисы,
и их напечатали"). Но он же не отрицает и обратного: "Казалась
ли эта школа эсотерической ложей или просветительским училищем?
И то и другое".
А чтобы привести такие же веские ("весомые") доказательства,
"эквивалентные" "весу" нашей первой поправки, найдем - у Лотмана
же - и контраргумент: "Тут тоже бой на шпагах: описание стремится
победить реальность, а реальность стремится разрушить описание".
Или еще: "И тут я бы историю тартуской школы представил не
как согласованную игру на одном инструменте, а как сложный оркестр,
где разные инструменты исполняют различные партии".
Последнее высказывание в полной мере относится
к художественной структуре описываемого нами научного сборника,
представляющего собой "вторичную моделирующую систему" в квадрате
(а может, уже и в кубе или вообще в какой-нибудь энной степени).
Потому что, став мифом, тартуско-московская семиотическая школа
его рамками не ограничилась, поскольку, по выражению И.А.Чернова,
"школа не исчерпает себя никогда, ибо ее семя попало за грань
собственной мифологемы".
Тамара Борисова