На главную страницу

"История с географией"

Выпуски журнала 1996-2004 гг.

Последний номер - 1/2004 г.

Новый номер - 1/2005: "Я" и "Другой"

Здесь могла быть Ваша статья

Алфавитный список статей

Наши авторы

Параллели и меридианы

Добавить свой сайт

Анонсы, объявления, новости

Добавить новость или объявление

Новый ресурс по семиотике!!!

"Не ходите сюда, пожалуйста!"

Наши проблемы

Гостевая книга

"Я к вам пишу...":

green_lamp@mail.ru

borisova_t@rambler.ru

Эти же адреса можно использовать для контактов с нашими авторами

Сюда же можно присылать статьи на темы, имеющие отношение к направлению журнала ("чистая" семиотика, семиотика культуры, культурология, филология, искусствоведение и т.п.).

Как стать нашим автором?

Стать нашим автором очень просто. Нужно взять свой текст в формате Word или (что еще лучше) HTML и прислать по одному из адресов "Зеленой лампы".

Особо хотим подчеркнуть, что у нас нет "своего круга" авторов, мы открыты для всех. (Но и своих постоянных авторов очень любим). Нет ограничений и на объем статьи, на количество статей одного автора, помещаемых в номер. Главные критерии при отборе материала - профессионализм, талант, "блеск ума и утонченность чувств" авторов, соответствие теме номера (кстати, темы можно предлагать, возможно, именно ваша статья и предложит тему одного из следующих номеров). Единственная просьба - не присылать материалов просто для "факта публикации": у нас есть смешные устремления к "гамбургскому счету" - свободному научному общению без каких бы то ни было конъюнктурных соображений...

Ну и - ждем вас! Пишите!

Когда, уничтожив набросок,

Ты держишь прилежно в уме

Период без тягостных сносок,

Единый во внутренней тьме,

И он лишь на собственной тяге

Зажмурившись, держится сам,

Он так же отнесся к бумаге,

Как купол к пустым небесам.

 

Осип Мандельштам.

Восьмистишия (№ 6)

 

 

 

ОБРАЗ ЖИЗНИ КАК СТИЛЬ

"Искусство и действительность - два противоположных полюса, границы пространства человеческой деятельности.

В пределах этого пространства и развертывается все разнообразие поступков человека. Хотя объективно искусство всегда тем или иным способом отражает явления жизни, переводя их на свой язык, сознательная установка автора и аудитории в этом вопросе может быть троякой.

Во-первых, искусство и внехудожественная реальность рассматриваются как области, разница между которыми столь велика и принципиально непреодолима, что самое сопоставление их исключается. <...>

Второй подход к соотношению искусства и внехудожественной реальности заключается во взгляде на искусство как на область моделей и программ. Активное воздействие направлено из сферы искусства в область внехудожественной реальности. Жизнь избирает себе искусство в качестве образца и спешит "подражать" ему.

В-третьих, жизнь выступает как область моделирующей активности - она создает образцы, которым искусство подражает. Если во втором случае искусство дает формы жизненному поведению людей, то в третьем - формы жизненного поведения определяют поведение художественное, особенно сценическое.

Сознавая всю условность такой характеристики, можно сопоставить первый случай с классицизмом, второй - с романтизмом и третий - с реализмом".

Эти слова Ю.М. Лотмана из главы "Искусство жизни" "Бесед о русской культуре" (Санкт-Петербург: Искусство-СПБ, 1994) - своеобразный "Первоисточник" к этому номеру "Зеленой лампы". И одновременно - повод для дальнейших размышлений о "жизнеустройстве" и "жизнестроительстве". Потому что в действительности не существует ни одного из этих подходов в чистом виде (и это прекрасно осознавал сам Лотман), что особенно актуально на нынешнем этапе нашей "пост-постмодернистической" жизни, безжалостно смешавшей все краски, стили и подходы. Единственное, что остается неизменным, - функционирование определенных моделей жизни и искусства (кого бы кто из этой пары ни "моделировал"). Это хорошо видно на примере компьютерного художественного творчества (особенно живописи), самоаттестующегося как архисовременное, новое, небывалое (сомневающимся предлагаем вспомнить "картинки" в Интернете). На деле там сплошь и рядом находишь и "средневековье", и "каменный век", и золотую пыль века "золотого"... Это изделия, сошедшие с "конвейера имени Сальвадора Дали" и простодушно выдаваемые за высокое футуристическое искусство. Или, например, та же реклама, кровное родство которой с архаическими мифами не доказывал из ученых только ленивый... Или - наоборот - при взгляде из дня сегодняшнего: чем иным, кроме как имиджмейкерством, можно назвать некоторые "причуды" древних китайских поэтов, философов, ученых? Один из них смотрел на нежеланного (недостойного, суетного, тщеславного и т.п.) посетителя закатив глаза, белками (мол, не желаю впускать через глаза в свое сознание ничтожные предметы). Другой - искусный каллиграф монах Хуай Су из Чанша, - "в совершенстве постигнув премудрость иероглифической скорописи", "собрал однажды все свои кисти, зарыл их под холмом и назвал этот холм "Могилой кистей" (М.Басманов).

Правда, и с "моделированием" не так уж гладко обстоят дела. По этому поводу можно вспомнить ироническое замечание Яльмара Седерберга о том, что появление "Страданий молодого Вертера" вызвало целую волну самоубийств среди молодежи, но не среди поэтов, предпочитающих решать свои жизненные проблемы другим, менее радикальным способом: "... едва ли во всей мировой литературе сыщется поэт - подлинный, большой поэт, который бы лишил себя жизни из-за несчастной любви. У них иные против нее средства. Их страданья разрешаются лирическим циклом, романом либо пьесой. Возьми "Вертера". У Гете в юности случилась несчастная любовь, и он написал роман, заключив его самоубийством героя. Роман вызвал целую эпидемию самоубийств, но - как бы не так - не среди поэтов!". Так что, применительно к рассматриваемой проблеме, можно смело использовать одну из наиболее употребительных фраз последнего времени: "возможны варианты".

Вот этому разнообразию вариантов взаимоотношений-взаимоотражений жизни и искусства и посвящено нынешнее заседание "Зеленой лампы".

Тамара Борисова

 

 



Хостинг от uCoz