На главную страницу

"История с географией"

Выпуски журнала 1996-2004 гг.

Последний номер - 1/2004 г.

Новый номер - 1/2005: "Я" и "Другой"

Здесь могла быть Ваша статья

Алфавитный список статей

Наши авторы

Параллели и меридианы

Добавить свой сайт

Анонсы, объявления, новости

Добавить новость или объявление

Новый ресурс по семиотике!!!

"Не ходите сюда, пожалуйста!"

Наши проблемы

Гостевая книга

"Я к вам пишу...":

green_lamp@mail.ru

borisova_t@rambler.ru

Эти же адреса можно использовать для контактов с нашими авторами

Сюда же можно присылать статьи на темы, имеющие отношение к направлению журнала ("чистая" семиотика, семиотика культуры, культурология, филология, искусствоведение и т.п.).

Как стать нашим автором?

Стать нашим автором очень просто. Нужно взять свой текст в формате Word или (что еще лучше) HTML и прислать по одному из адресов "Зеленой лампы".

Особо хотим подчеркнуть, что у нас нет "своего круга" авторов, мы открыты для всех. (Но и своих постоянных авторов очень любим). Нет ограничений и на объем статьи, на количество статей одного автора, помещаемых в номер. Главные критерии при отборе материала - профессионализм, талант, "блеск ума и утонченность чувств" авторов, соответствие теме номера (кстати, темы можно предлагать, возможно, именно ваша статья и предложит тему одного из следующих номеров). Единственная просьба - не присылать материалов просто для "факта публикации": у нас есть смешные устремления к "гамбургскому счету" - свободному научному общению без каких бы то ни было конъюнктурных соображений...

Ну и - ждем вас! Пишите!

Когда, уничтожив набросок,

Ты держишь прилежно в уме

Период без тягостных сносок,

Единый во внутренней тьме,

И он лишь на собственной тяге

Зажмурившись, держится сам,

Он так же отнесся к бумаге,

Как купол к пустым небесам.

 

Осип Мандельштам.

Восьмистишия (№ 6)

 

Усманова

Альмира Рифовна

Кандидат философских наук, доцент факультета философии Европейского гуманитарного университета (Минск, Беларусь), руководитель магистерской программы по гендерным исследованиям при ЕГУ и содиректор программы по культурным и визуальным исследованиям (http://viscult.by.com). Исследовательские интересы: семиотика, теория кино, гендерная теория, история эмоций.

Основные публикации: "Философия эпохи постмодерна" (1996, ред.), "Умберто Эко: парадоксы интерпретации" (2000, монография), "Антология гендерной теории" (2000, ред. с Е.Гаповой), "Гендерные истории Восточной Европы" (2002, ред. с Е.Гаповой), "Би-текстуальность и кинематограф" (2003, ред.).

Публикации и научная деятельность:

В декабре 1993 года защитила кандидатскую диссертацию по теме "Семиотика культуры Умберто Эко в контексте европейской интеллектуальной традиции второй половины ХХ века".

Научные стажировки и участие в исследовательских проектах:

2002-2004 – участие в международном исследовательском проекте под руководством Луизы Пассерини "Европа: эмоции, политика, идентичность"; 2002, январь – стажировка в Институте Кеннана (Вашингтон, США); 1999-2000 – участие в Четвертом Региональном семинаре по гендерным исследованиям "Женщины в литературе и искусстве" (Будапешт, Венгрия); 1999-2001 – двухгодичный исследовательский грант Research Support Scheme (Open Society Institute, Прага); 1999, сентябрь – стипендия Британской Академии (Оксфорд, Великобритания); 1999, июль – участие в Летнем Институте П.Гетти по истории искусства и визуальным исследованиям, Университет Рочестера ( США); 1997-1998 – научная стажировка на факультете истории и цивилизации в Европейском Университетском институте (Jean Monnet Fellowship, Флоренция, Италия); 1997-1998 – участие в Региональных семинарах по гендерным исследованиям при программе "Гендер и культура", Центрально-Европейский университет (Будапешт, Венгрия); 1996, август-декабрь – стипендия Фулбрайт, Университет Мэдисон- Висконсин, факультет Communication Arts (Мэдисон, США); 1995 г., февраль-май – стажировка в Университете Экс-Марсель I и Университете Стендаль-Гренобль III на факультете аудиовизуальных коммуникаций (Франция, Экс-ан-Прованс, Гренобль, программа ТЕМПУС).

Профессиональная деятельность: с 1997 – доцент кафедры философии и культурологии ЕГУ; с 1998 года – сотрудник Центра гендерных исследований при ЕГУ; 1994-2000 – доцент кафедры истории философии и культуры ФФСН, БГУ; 1996-97 гг. – преподаватель кафедры философии и культурологии в Республиканском институте высшей школы.

Подготовленные и прочитанные курсы

В Европейском гуманитарном университете и других вузах Беларуси:

Гендерные репрезентации в визуальных искусствах (магистратура по гендерным исследованиям ЕГУ); Гендер и культура в парадигме культурных исследований (магистратура по гендерным исследованиям ЕГУ); Семиотика коммуникации (отделение информации и коммуникации, философии БГУ (1998-2002); Введение в семиотику (отд. культурологии БГУ, 1994-1999, отделение культурологии и отделение искусствознания, ЕГУ, 1998-2003); Видение и визуальность в европейской философии (отделение культурологии ЕГУ, совместно с А.Горных, О.Шпарагой, Е.Игнатович, Б.Коупом); Методология анализа фильма (отделение культурологии БГУ (1996-2000), отд. культурологии ЕГУ (1998-2002); Современное искусствознание и визуальные исследования (отделение культурологии и отделение искусствознания ЕГУ, 2000 – ); Современные культурологические концепции (отделение культурологии ЕГУ, 1998-2002); Методологические проблемы истории культуры (отделение культурологии ЕГУ, 1999); Кино как феномен культуры и как средство массовой коммуникации (отделение культурологии ЕГУ, 1999-2000); Современная западная культурология (РИВШиГО, 1996); История и теория кино (отделение культурологии БГУ, 1995-1997 гг.); Культурология (отделение культурологии БГУ, 1995-1999).

В качестве приглашенного лектора:

Гендер и визуальные репрезентации. Лекции в рамках Международной Летней Школы "Социальная теория и методы исследования" (Ульяновск, Россия), май 2001 г.; Гендерные репрезентации в масс медиа и визуальной культуре: методология анализа. Курс лекций, Институт социологии РАН, Москва (Россия), май 2002 г.; Гендерные репрезентации в визуальных искусствах. Курс лекций в рамках Летней школы по гендеру и культуре, август 2002 г. (Ереван, Армения); Гендер и культура в контексте глобальных изменений. Курс лекций в рамках VI Летней школы по гендерным исследованиям, Харьковский Центр гендерных исследований, сентябрь 2002 г. (Форос, Украина); Гендер и культура в парадигме культурных исследований, в рамках программы дистанционного обучения по гендерным исследованиям (Харьковский ЦГИ, Украина), 2002/2003, 2003/2004; Гендерные репрезентации в масс медиа и визуальной культуре: методология анализа (Москва, Центр социологического образования, РАН), май 2003 г.; Гендерные репрезентации в визуальных искусствах и масс медиа (Душанбе, Таджикистан) – август 2003; Гендерные исследования и культурологическое образование в постсоветском регионе (Форос, VII Летняя школа по гендерным исследованиям ), сентябрь 2003; Текст, контекст, интерпретация: методология рецептивных исследований (Москва, Центр социологического образования, РАН – ноябрь 2003 г.; От Беньямина до Ги Дебора: визуальные практики в обществе потребления (Москва, Центр социологического образования, РАН – октябрь 2003 г.).

Основные публикации:

Монографии и коллективные сборники:

Философия эпохи постмодерна (под ред. А.Усмановой). – Минск: Красико-принт, 1996 (Предисловие – с. 4-5; Умберто Эко. Инновация и повторение (перевод, комментарии, предисловие), с. 48-73; Жиль Делез, Феликс Гваттари. Ризома (перевод, комментарии, предисловие), с. 6-31;

Умберто Эко: парадоксы интерпретации (Монография. Минск, Изд-во ЕГУ: Пропилеи, 2000);

Антология гендерной теории (под ред. Е.Гаповой и А.Усмановой). – Минск, Изд-во ЕГУ: Пропилеи, 2000);

Гендерные истории Восточной Европы (под ред. Е.Гаповой, А.Пето и А.Усмановой) (Минск: ЕГУ Пресс, 2002);

Би-текстуальность и кинематограф (под ред. А.Усмановой, + 4 текста – "Гомоэротическое желание и текстуальная полисемия"; "Непристойные намеки: Хичкок экспериментирует", "Разноцветная сексуальность и визуальное наслаждение в фильмах Педро Альмодовара"; "Этика антивуайеристского взгляда: Энди Уорхол в истории крупного плана" – Минск: ЕГУ "Пропилеи", 2003.

Избранные статьи:

Gender Representation in Soviet Cinema: fragmented vision or fragmented image?", published in the Proceedings From the Annual Meeting of the Semiotic Society of America (New York: Peter Lang Publisher, 1996). Pp. 73-87;

"Беззащитная Венера": размышления о феминистской критике истории и теории искусства // ARCHE – Минск, сентябрь 1999, c. 221-240;

"Политическая эстетика женского кино в контексте феминистской кинотеории" // Гендерные исследования, 1999, № 3, Харьков, с. 225-235.

"Непристойные намеки: Хичкок экспериментирует" // Топос, № 2, 2000, с. 132-142;

"Общество спектакля в эпоху коммодифицированного марксизма" // Топос, № 4, 2000, с.116-126.

"Визуальный поворот и гендерная история" // Гендерные исследования, Харьков, 2000, № 4 (с. 149-176);

"Vanishing History, Memory Crisis and Virtual Archives in Belarus", in L’Etat des savoirs dans le domain de la radio et de la television, Paris : L’INA , 2000;

"От локального к глобальному: политика "культурных исследований" // Топос, № 3, 2000, с.161-165.

"Female Gaze, Subjectivity and Ideology in Classical Soviet Cinema"// Gender in International Film (Elzbieta Oleksy, Elzbieta Ostrowska, Mike Stevenson, eds.)

Peter Lang GmbH: Europaischer Verlag der Wissenschaften Frankfurt am Main, 2000. Pp. 156-164;

см. также на польском языке: "Spojrzenie, podmiotowość i ideologia w klasycznym kinie sowieckim // Gender – Film – Media (pod red.E.H.Oleksy i E.Ostrowskiej (Kraków 2001), pp. 189-198.

"Гендерная проблематика в парадигме "культурных исследований" // Введение в гендерные исследования. Часть 1: Учебное пособие (ХЦГИ, Санкт-Петербург: Алетейя, 2001). С. 427-464;

"Женщины и искусство: Политика репрезентации" // Гендерные исследования. Уч. пособие. (ХЦГИ – СПб.: Алетейя, 2001. С. 465-492;

"Насилие как культурная метафора" // Топос, # 5 (2-3/2001), pp. 122-140;

"Репрезентация как присвоение: к проблеме существования Другого в дискурсе" // Топос, # 4 (2001) С. 50-66;

Статьи (всего – 28) в словаре: Постмодернизм. Энциклопедия (под ред. Грицанова А.А., Можейко М.А.) – Минск: Интерпрессервис: Книжный дом, 2001: Артикуляция (двойная – в языке) (43), Артикуляция (тройная – в кино) (с. 43 – 46), Генотекст/Фенотекст (155-157); Гиперинтерпретация (159-163), Дебор Ги (193-195), Дискурсия (240), Знак иконический (289-293), "Инновация и повторение" (Эко) (323-328), Код (364-365), "Культурные исследования" (394-400), Интерпретант(а) (330-331), Маргинальность (443), Метц Кристиан (471-474), Означаемое (537), Означающее (537), Постструктурализм (618- 620), "Ризома" (Делез, Гваттари) (660-667), Семанализ (708-710), Семиозис (710-711), Семиотика (712-713), Текстуальные стратегии (824), Уильямс Раймонд (849-853), Фокализация (890-891), Хейзинга (938), Холл Стюарт (942-947), Читатель (958-963), Эко Умберто (985-987), Якобсон Роман (1025-1029);

Статьи: Ансельм Кентерберийский, Возрождение, Гуго Гроций, Дискурсивный, Дискурсия, Маргинальность, Модернизм, Пьер Абеляр, Постструктурализм, Роджер Бэкон, Семиотика, Уильям Оккам, Йохан Хейзинга, Умберто Эко // Всемирная энциклопедия: философия (под ред. А.А.Грицанова) М: ACT, Мн.: Харвест, 2001 (всего – 13);

"Кино и немцы: гендерный субъект и идеологический "запрос" в фильмах военного времени // Гендерные исследования, # 6 (Харьков, 2002). С. 187-205;

"Сексуальность и политика в белорусских масс медиа" // В поисках сексуальности (под ред. А.Темкиной и Е.Здравомысловой). СПб., 2002, с. 509-524;

"On the ruins of orthodox marxism: gender and Cultural Studies in Eastern Europe", in Studies in East European Thought, Vol.55,No.1, 2003 (E.Swidersky, ed., University of Friburg, Klouwer Academic Publ.), pp. 37-50;

"Umberto Eco et la theorie contemporaine du cinema", in Umberto Eco: au nom de sens, 2000, (J.Petitot, P.Fabri, Eds.) Paris: Grasset. Pp. 359-374;

см. также на итальянском языке: " Umberto Eco et la teoria contemporanea del cinema", in Nel nome del senso (a cura di P.Fabbri and J.Petitot, Sansoni Editore, 2001), pp. 383-402;

"Crossing Borders, Shifting Paradigms: The Perspectives of Cultural Studies in Eastern Europe", in American Studies International (ed. by D.Heller), 2002.Vol. 41, No.1&2, Feb.-June 2003, pp. 64-81;

"Umberto Ecos Überlegungen zum semiotischen Paradox der kulturellen Imitation", Zibaldone: Zeitschrift für italienische Kultur der Gegenwart, No.33, 2002 (StauFFenburg Verlag), pp. 56-74;

"Критические интеллектуалы" и культурная политика в эпоху глобализации" // Гендерные исследования , № 7/8 (Харьков), 2003. С. 45-75;

"Cinematic Form and History: Private Life and "Woman’s Question" in Soviet Cinema of the 1920s, in KWI Jahrbuch (Essen, 2002/2003). Pp. 247-261.

В печати:

Гендер и трансгрессия в визуальных искусствах (сборник, под ред. А.Усмановой);

Визуальное (как) насилие (сборник, под ред. А.Горных и А.Усмановой);

"From Soviet Russia With(out) Love: Left-wing intellectuals between Love and Politics in the 1920-1930s", in European Review of History.

 

 



Хостинг от uCoz