На главную страницу

"История с географией"

Выпуски журнала 1996-2004 гг.

Последний номер - 1/2004 г.

Новый номер - 1/2005: "Я" и "Другой"

Здесь могла быть Ваша статья

Алфавитный список статей

Наши авторы

Параллели и меридианы

Добавить свой сайт

Анонсы, объявления, новости

Добавить новость или объявление

Новый ресурс по семиотике!!!

"Не ходите сюда, пожалуйста!"

Наши проблемы

Гостевая книга

"Я к вам пишу...":

green_lamp@mail.ru

borisova_t@rambler.ru

Эти же адреса можно использовать для контактов с нашими авторами

Сюда же можно присылать статьи на темы, имеющие отношение к направлению журнала ("чистая" семиотика, семиотика культуры, культурология, филология, искусствоведение и т.п.).

Как стать нашим автором?

Стать нашим автором очень просто. Нужно взять свой текст в формате Word или (что еще лучше) HTML и прислать по одному из адресов "Зеленой лампы".

Особо хотим подчеркнуть, что у нас нет "своего круга" авторов, мы открыты для всех. (Но и своих постоянных авторов очень любим). Нет ограничений и на объем статьи, на количество статей одного автора, помещаемых в номер. Главные критерии при отборе материала - профессионализм, талант, "блеск ума и утонченность чувств" авторов, соответствие теме номера (кстати, темы можно предлагать, возможно, именно ваша статья и предложит тему одного из следующих номеров). Единственная просьба - не присылать материалов просто для "факта публикации": у нас есть смешные устремления к "гамбургскому счету" - свободному научному общению без каких бы то ни было конъюнктурных соображений...

Ну и - ждем вас! Пишите!

Когда, уничтожив набросок,

Ты держишь прилежно в уме

Период без тягостных сносок,

Единый во внутренней тьме,

И он лишь на собственной тяге

Зажмурившись, держится сам,

Он так же отнесся к бумаге,

Как купол к пустым небесам.

 

Осип Мандельштам.

Восьмистишия (№ 6)

 

 

 

ТЕСТ "СИМВОЛЫ И ЗНАКИ",
или
ЗАБАВЫ ВЗРОСЛЫХ ДЕТЕЙ

Не кажется ли вам, что современные средства информации слишком часто и весьма активно используют интеллектуальные игры? Ведь важнейший показатель, рейтинг развлекательных игр, всегда необыкновенно высок. Правда, из словесного неразрывного единства "интеллектуальные игры" предпочтение отдается скорее игре, то есть зрелищной стороне. Но тем не менее и без интеллекта не обойдёшься.

Взгляните только на специальные отделы в газетах и журналах, послушайте разнообразные радиовикторины, полюбопытствуйте и загляните в мир игр в Интернете, где целые порталы логических, юмористических и психологических игр соседствуют с бойкими сайтами на все вкусы и настроения. Конечно, и говорить нечего о телевидении, вбросившем в русское общество неувядаемые игры: "КВН", "Что? Где? Когда?", "Как стать миллионером?" и прочее.

Нельзя, конечно, сказать, что развлекательные интеллектуальные игры являются изобретением и прерогативой исключительно русского зрителя. Тот же телепроект "Как стать миллионером?", мгновенно разлетевшийся по многим странам, названием своим недвусмысленно показывает, откуда он взялся.

Оставим в стороне общеизвестные телепрограммы, хотя и здесь можно было бы отметить любопытные детали. Сравнивал ли кто-нибудь, например, набор вопросов, которые предлагают зрителям, сопоставлял ли между собой реакцию залов, процент точных ответов? Ведь в разных странах подбор вопросов будет принципиально отличаться. А потому и вызывает затруднение задача определения самой "умной" нации. Ведь отличаются не языки и вопросы, а отличаются культуры, менталитеты, психологии, школы.

Неоднократно русская пресса писала о том, как поверхностны и глупы вопросы на американском телевидении. Следовало бы, исходя из закона справедливости, узнать у американских журналистов, как они реагируют на набор "чисто русских" вопросов. Не кажутся ли им вопросы на русском телевидении занудными и неинтересными? Но это, скорее, эмоциональный, чем аналитический подход.

Мне пришлось быть свидетелем одного телешоу в Израиле, которое поразило и заставило задуматься. В самое дорогое телевизионное время, в прайм-тайм, когда у телевизоров собираются миллионы, первый государственный телеканал провел всеизраильский ТЕСТ, который должен был в прямом эфире выявить в Израиле самого умного, самого образованного человека, с самым высоким коэффициентом интеллекта. Можете мне поверить - вся страна сидела у телевизоров с карандашами в руках и не отрываясь смотрела именно эту программу. Как вы понимаете, победитель получал круглую сумму, потому интерес к игре был удвоенный.

Так как вопросы должны были быть очень точными, разрабатывала их втайне специальная группа экспертов. В джентльменский набор входили самые разные, порой неожиданные вопросы из разных областей: математические, логические, общие, культурологические, лингвистические, графические. Особое место занимали оригинальные вопросы, которые трудно отнести к определенной группе. Весь супертест занял час времени, шел в прямом эфире, не прерываясь на рекламу. Состоял тест из нескольких блоков вопросов, после каждого было время отослать свои сообщения в редакцию. В конце передачи был назван победитель.

В нашей статье мы не беремся анализировать все стороны интеллектуальных или игровых подходов к данной тематике, а ограничимся одной - тестами, то есть определением интеллектуальных возможностей личности.

Не всё так просто и здесь. Как всегда, дело лишь за выбором - перед нами бесконечный набор тестов: профессиональные, психологические, психометрические, интеллектуальные - и прочее, и прочее с большим разбросом разных школ и направлений. Кто только не занимался ими, кто не использовал в своих целях их занимательность, кто не нагревал на них руки?!

Я могу сразу же ответить на этот казалось бы риторический вопрос. Есть такая организация, которой вовсе не нужны ни занимательность, ни живой интерес, ни современные подходы. Это наша обычная школа. Да, да, да, как это не покажется абсурдным! Именно школа прочно, намертво отгородилась от новых веяний и запросов времени. Ей, конечно же, не нужно ни тестирование, ни игровые методы на уроках. Ей не нужен любопытный ученик с горящими от восторга глазами. Ей не нужна радость победы. Ей не нужны компьютерные гении, далеко ушедшие от школьных программ. Школьная система живет сама в себе, она проявляет удивительную жесткость и консерватизм, стойко сопротивляясь, отстаивая свои шаблоны и стандарты уроков.

Конечно, в этой неразрывной паре слов "интеллектуальные игры" школа, в отличие от телевидения, должна сделать упор на первом слове: знании, развитии интеллекта, логике, озарении, однако не забывая и об игровой ее составляющей. Ведь класс или студенческая аудитория - идеальная площадка для благородного состязания умов.

Еще больше сузим тему и будем говорить только о применении игрового метода и только на уроках русского языка и литературы. Здесь перед учителем словесности невспаханная целина языкового и литературного материала, благодатнейшее поле для экспериментов. Важно только, чтобы предложенные вопросы соответствовали изученному материалу и возрасту участников. Это могли бы быть и лингвистическая викторина, и занимательная литературная олимпиада, и различные тесты, которые определяли бы как уровень интеллекта, так и уровень базовых знаний и умений.

Предлагаемый нами тест разработан по уникальной книге "Энциклопедия символов, знаков и эмблем", изданной в 2001 году группой авторов (Андреева, Куклев, Ровнер). Может быть, строго говоря, такой тест и нельзя отнести только к обучающим, однако глубокие идеи и оригинальность подхода без сомнения вызовут положительную эмоциональную реакцию, помогут объединить самые разнородные объекты с помощью известных символов.

Рассчитать результаты теста просто. Будем исходить из того, что стоимость всех вопросов 200 баллов. Так как у нас 20 вопросов, то цена вопроса - 10 баллов. Если в вопросе 2-3 подвопроса, то стоимость каждого соответственно 5 или 3,3 балла. Средний уровень обычного теста 120 баллов. Участник, набравший от 130-150 баллов, показал высокий уровень интеллекта, а тот, который набрал ниже 120, - низкий. Следует отметить ученика, ставшего абсолютным чемпионом. Время исполнения теста должно быть строго фиксированным. Например, 30-40 минут. Не выполнившие весь тест вовремя обязаны сдать его незаконченным.

И последнее замечание. Автор предлагает читателям свой эксклюзивный тест для практического использования, а потому ему крайне важно узнать вашу реакцию на тест. Прошу написать мне, отметить сильные стороны, недостатки. Особенно интересно было бы узнать, если кто-то опробовал тест в аудитории, о полученных результатах.

"Символы и знаки"

1. А - буква А (Альфа)

В христианстве Альфа - символ единства в Троице; у древних евреев Алеф обозначает мага; в греческом мире Альфа - это начало, Аз у славян - это "Я есть".

Что символизировала буква А у алхимиков?

(1) переход от теории к практике

(2) первоэлемент, который образует мир

(3) катализатор превращения металла в золото

(4) толчок, дающий форму органической жизни

2. Бабочка

На бытовом уровне сегодня бабочка - это символ легкомыслия. Для древнего понимания этого символа вспомним, что гусеница осенью превращается в куколку, а весной из мертвого кокона вылетает прекрасная бабочка.

Как понимать символику бабочки в мифологии греков?

(1) приход весны, пробуждение

(2) сон, реющий над спящим

(3) душа, покидающая тело

(4) любовь, пленяющая сердце

3. Башня

Многозначный символ, объединяющий мотивы неприступности и уединенности. Человек, уединившейся на башне, как бы удаляется от всего мирского.

Как понять выражение "башня из слоновой кости"?

(1) символ роскоши, богатства и удачи

(2) символ полной защищенности

(3) лестница в небо, вызов богам

(4) символ избранничества

4. Ворон

У американских индейцев ворон - создатель мира. В английских легендах повествуется, как в ворона вселяются души умерших, в русских народных сказках ворон спасает Ивана-царевича, окропив его мертвой и живой водой.

Что олицетворяет ворон в русских народных сказках?

(1) ворон - знак беды, неудачи

(2) ворон на крыше дома - знак удачи

(3) ворон - символ смерти, потустороннего мира

(4) ворон - проводник из этого мира в загробный мир

5. Дерево

Многозначный древний символ, известный всем народам мира. Выражает связь человека с космосом как единое целое. Раскройте значение дерева как символа.

А) Какой породы было древо познания?

(1) в библии не указана порода этого дерева

(2) среди священных деревьев первое место занимает дуб

(3) древо познания ассоциируется с яблоней

(4) древом познания почитался лавр, святое дерево Аполлона

Б) Каким представлено дерево жизни в Каббале?

(1) перевернутое дерево, где корни в небе, а крона касается земли

(2) космическое дерево: корни - подземный мир, ствол - земля, крона - небо

(3) природное дерево жизни: рождение - расцвет - увядание - смерть

(4) познание жизни, которое олицетворяет пространство и время

6. Зеркало

В древних верованиях разных народов зеркало - символ души, удерживающей все впечатления. Таким образом душа осуществляет связь с миром. Зеркало также дверь, через которую душа попадает в иной мир, мир зазеркалья.

Почему в доме умершего завешивают зеркало?

(1) боятся увидеть умершего, который продолжает жить в зазеркалье

(2) в день траура не увидишь своего отражения в зеркале

(3) открытое зеркало может вызвать злых духов

(4) занавес на зеркале отгораживает нас от потустороннего мира

7. Лестница

Лестница - символ связи между небом и землей, олицетворение подъема вверх. Кроме того, в символическом плане лестница - иерархическая пирамида, знак удачной карьеры.

А. Какое выражение связано с этим понятием

(1) ползти вверх, невзирая ни на что

(2) подниматься по служебной лестнице

(3) завоевывать мир ступенька за ступенькой

(4) достигнуть своего потолка

Б. Как вы понимаете современный вариант служебной лестницы - эскалатор?

(1) современная карьера не требует никаких усилий

(2) удачная карьера не зависит от собственных действий

(3) человеку следует только не оступиться на первом шагу

(4) от человека требуется только попасть на нужный эскалатор

В. Как понять выражение: "Вверх по лестнице, ведущей вниз"?

(1) это злой рок, преследующий доброе деяние

(2) связано с выражением: "Все течет, все изменяется"

(3) символ тщетности всех усилий

(4) философское отношение к жизни и смерти

8. Маска

Маска обладает волшебным свойством перевоплощения. Человек, надевший маску, превращается как бы в другого. В мифическом мире древней Греции были две маски: Мельпомена и Талия.

Что они символизировали?

(1) добро и зло

(2) трагедию и комедию

(3) жизнь и смерть

(4) мудрость и невежество

9. Мост

Двойственный символ у многих древних народов. В мифологии душа переходит по мосту пространство, отделяющее жизнь от смерти.

По вашему мнению, символом чего является мост?

(1) у многих народов мост - символ разделенных культур

(2) символ объединения всех народов в одну нацию

(3) соединение разрозненных частей и объект преодоления

(4) путь перехода из земного мира в загробный

10. Ночь

Символов ночи множество. Мы встречаем имя Ночи и в греческих мифах, и в мексиканских традиционных обрядах, и в африканских культах. В древнеиндийских мифах Владычицей Ночи является богиня Рати - супруга бога любви Камы.

Можете ли вы объяснить символику ночи?

А) Что собой представляет Вальпургиева ночь?

(1) летняя ночь, когда собирается на шабаш нечистая сила

(2) ужасная ночь, когда господствуют духи умерших

(3) зимняя ночь, когда начинается снежная буря

(4) весенняя ночь, когда девушки гадают на своего суженого

Б) Что символизирует ночь в древнеиндийской традиции?

(1) изменчивость женщины, которая олицетворяет лик луны

(2) древние страшные силы, которые таятся в бездне ночи

(3) символизирует удовольствие и наслаждение

(4) символизирует победу над бессонницей, творческий поиск

В) С точки зрения греческих мифов, откуда возникла богиня ночи?

(1) Никта (богиня ночи) родилась от бога смерти Танатоса

(2) Никта - одна из трех сестер великих богинь: Афина, Афродита и Никта

(3) отец ее - громовержец Зевс и мать - богиня земли Гера

(4) родилась из Хаоса, что находится в безднах Тартара

11. Одежда

Одежда - знак человеческой скромности и слабости, с другой стороны, одежда дает повод для самоутверждения. Одежда фиксирует социальный статус. Известно, что чистая и светлая одежда - брачная; плащ - символ мудрости и силы.

А) Символом чего считалась одежда красного и пурпурного цвета?

(1) символика победителя

(2) символ очищения

(3) символ царской власти

(4) знак беды, несчастья

Б) Что показывает символ "запачканная одежда"?

(1) фиксирует социальный статус

(2) неправедность и бесчестие

(3) знак святости, праведности

(4) символ нищеты

В) Что символизирует раздирание на себе одежды?

(1) символ греха

(2) знак очищения

(3) знак скорби

(4) уход в монашество

12. Петух

Это магический символ. Петух своим криком на рассвете прогоняет нечистую силу. Он - знак приближающейся смерти у разных народов.

А) Символом чего является петух у европейских народов?

(1) символ драчливости и крови

(2) символ дьявола

(3) символ власти

(4) символ мужества и упорства

Б) Что означает выражение "Пустить красного петуха"?

(1) прогнать нечистую силу

(2) устроить поджог

(3) предать петуха огню

(4) отпустить петушка с золотым гребешком

13. Радуга

Согласно легенде, радуга создана богом после всемирного потопа. Символизм радуги зависит от количества цветов в ней. Радуга также ассоциируется с девой Марией, посредником между богом и людьми.

Как связана между собой символика моста и радуги?

(1) это мост между прошлым и настоящим

(2) это мост между сушей и морем

(3) это мост между жизнью и смертью

(4) это мост между небом и землей

14. Сад

Многозначный символ, уходящий корнями в глубокую древность.

Известен Эдемский сад, который шумеры называли "Дильмун", то есть рай. Висячие сады Семирамиды - символ совершенства, Гефсиманский сад - место тайной драмы Иуды.

А) Что символизирует японский сад камней?

(1) мистику чисел

(2) совершенство

(3) бессмертие

(4) внимательность

Б) Что символизирует китайский сад возле дома?

(1) чистоту и порядок

(2) естественность

(3) социальный статус

(4) красоту и великолепие

В) Что символизирует английский пейзажный сад?

(1) роскошь и богатство

(2) романтизм

(3) поэзию и музыку чувств

(4) насилие над природой

15. Тень

Тень - это одна из метафор темной стороны человеческой натуры. Тень, следуя за каждым движением человека, копирует и как бы передразнивает свой источник.

Как определяет это слово "Словарь Даля"?

(1) тень - это второе тело, где прячется душа

(2) тень - это имитация жизни, другое существование

(3) пятно с очертаниями предмета; душа умершего

(4) тень - это метафора темной стороны психики человека

16. Узел

Символика узла весьма противоречива и многообразна. Завязать узел можно по разным поводам: на удачу, на быстрое и решительное действие, на избавление от заклятий. Путы (узлы) символизируют также смирение и покаяние.

Как вы понимаете выражение "Гордиев узел"?

(1) запутанное стечение обстоятельств

(2) узел, который невозможно распутать

(3) узел, который легко распутать

(4) болевое место, где сходятся противоречия

17. Цвет

Символика цвета основана на полярности двух групп цветов: теплого цвета, связанного с активностью, и холодного, связанного с процессами пассивности.

Цвета: желтый, голубой, фиолетовый, белый, зеленый, красный, черный

Какие из данных цветов относятся к теплому и холодному тону?

А) Теплые цвета

(1) голубой, зеленый, белый

(2) фиолетовый, зеленый, черный

(3) желтый, белый, красный

(4) желтый, фиолетовый, красный

Б) Холодные цвета

(1) голубой, зеленый, фиолетовый

(2) голубой, фиолетовый, черный

(3) желтый, белый, красный

(4) белый, красный, зеленый

18. Цветы

С древности цветок ассоциировался с праздником, с райским состоянием жизни. Раскрытие бутона в цветок символизировало акт творения. Как и звезда, цветок является неким символом центра и архетипическим образом души.

А) С чем ассоциировался цветок в античные времена?

(1) с женской красотой

(2) с хрупкостью жизни

(3) с образом души

(4) со всеми выше перечисленными видами

Б) Что символизировал венок из цветов, надетый на голову?

(1) знак возмужания

(2) посвящение в рыцари

(3) удача и плодородие

(4) символ материнства

В) Что символизировал погребальный венок?

(1) ушедшую душу человека

(2) связь двух миров: земного и потустороннего

(3) знак жертвоприношения великим богам

(4) так отмечался траурный день

Г) Как вы понимаете выражение "терновый венок"?

(1) символ страдания

(2) колючий венок

(3) символ возрождения

(4) отмеченный Богом

19. Черепаха

Черепаха - важнейший мифологический символ Ассирии, Японии, Индии, Греции. Например, в древнем Китае это воплощение зимы, холода, а в древней Греции черепаха была священным животным Афродиты (Венеры).

Символом чего являлась черепаха у древних народов?

А) В Древней Греции черепаха была:

(1) символом распутства и греха

(2) символом плодовитости

(3) символом космоса

(4) символом красоты и грации

Б) В Индии прячущаяся в свой панцирь черепаха - это символ:

(1) неповоротливости и медлительности

(2) опора плоской земли

(3) сосредоточенности и концентрации

(4) символ бессмертия

В) В Японии черепаха олицетворяла:

(1) инерцию и медлительность

(2) бессмертие

(3) эликсир молодости

(4) мудрость и рассудительность

20. Шляпа

Сложный и изменчивый символ. Если шляпу носит молодой человек - символ незрелости, но если старый, то - символ мудрости. А вот шляпка на женщине:

А) Что символизирует шляпка на женщине?

(1) символ женственности

(2) символ неверности

(3) символ материнства

(4) символ религиозности

Б) Как соотнести символ с выражением "на воре шапка горит"?

(1) от страха вор потеет

(2) кровь бросается в глаза

(3) ходит без шапки

(4) привлекает внимание

В) Как вы понимаете выражение "шапочное знакомство"?

(1) случайное знакомство

(2) давнее знакомство

(3) натянутые отношения

(4) деловые отношения

Ответы

1. -- (2) первоэлемент, который образует мир

2. -- (3) душа, покидающая тело

3. -- (4) символ избранничества и уединенности

4. -- (4) ворон - проводник из этого мира в загробный мир

5. А) - (3) древо познания ассоциируется с яблоней

Б) - (1) перевернутое дерево, где корни в небе, а крона касается земли

6. -- (1) боятся увидеть умершего, который продолжает жить в зазеркалье

7. А) - (2) подниматься по служебной лестнице

Б) - (4) от человека требуется только попасть на нужный эскалатор

В) - (3) символ тщетности всех усилий

8. -- 2) трагедию и комедию

9. -- (3) соединение разрозненных частей и объект преодоления

10. А) - (1) летняя ночь, когда собирается на шабаш нечистая сила

Б) - (3) символизирует удовольствие и наслаждение

В) - (4) родилась из Хаоса, что находится в безднах Тартара

11. А) - (3) символ царской власти

Б) - (2) неправедность и бесчестие

В) - (3) знак скорби

12. А) - (1) символ драчливости и крови

Б) - (2) устроить поджог

13. -- 4) это мост между небом и землей

14. А) - (4) внимательность

Б) - (2) естественность

В) - (4) насилие над природой

15. -- (3) пятно с очертаниями предмета; душа умершего

16. -- (1) запутанное стечение обстоятельств

17. А) - (3) желтый, белый, красный

Б) - (2) голубой, фиолетовый, черный

18. А) - (4) со всеми выше перечисленными

Б) - (3) удача и плодородие

В) - (2) связь двух миров: земного и потустороннего

Г) - (1) символ страдания

19. А) - (2) символ плодовитости

Б) - (3) сосредоточенности и концентрации

В) - (2) символ бессмертия

20. А) - (2) символ неверности

Б) - (4) привлекает внимание

В) - (1) случайное знакомство

Связаться с автором: yakov_be@mail.ru

 

Яков Бендерский

 

При оформлении страницы использована репродукция:

Портрет доктора Целле. Художник Бернард ван Орлей (ок. 1490-1541). Нидерланды

 

 

 



Хостинг от uCoz