На главную страницу

"История с географией"

Выпуски журнала 1996-2004 гг.

Последний номер - 1/2004 г.

Новый номер - 1/2005: "Я" и "Другой"

Здесь могла быть Ваша статья

Алфавитный список статей

Наши авторы

Параллели и меридианы

Добавить свой сайт

Анонсы, объявления, новости

Добавить новость или объявление

Новый ресурс по семиотике!!!

"Не ходите сюда, пожалуйста!"

Наши проблемы

Гостевая книга

"Я к вам пишу...":

green_lamp@mail.ru

borisova_t@rambler.ru

Эти же адреса можно использовать для контактов с нашими авторами

Сюда же можно присылать статьи на темы, имеющие отношение к направлению журнала ("чистая" семиотика, семиотика культуры, культурология, филология, искусствоведение и т.п.).

Как стать нашим автором?

Стать нашим автором очень просто. Нужно взять свой текст в формате Word или (что еще лучше) HTML и прислать по одному из адресов "Зеленой лампы".

Особо хотим подчеркнуть, что у нас нет "своего круга" авторов, мы открыты для всех. (Но и своих постоянных авторов очень любим). Нет ограничений и на объем статьи, на количество статей одного автора, помещаемых в номер. Главные критерии при отборе материала - профессионализм, талант, "блеск ума и утонченность чувств" авторов, соответствие теме номера (кстати, темы можно предлагать, возможно, именно ваша статья и предложит тему одного из следующих номеров). Единственная просьба - не присылать материалов просто для "факта публикации": у нас есть смешные устремления к "гамбургскому счету" - свободному научному общению без каких бы то ни было конъюнктурных соображений...

Ну и - ждем вас! Пишите!

Когда, уничтожив набросок,

Ты держишь прилежно в уме

Период без тягостных сносок,

Единый во внутренней тьме,

И он лишь на собственной тяге

Зажмурившись, держится сам,

Он так же отнесся к бумаге,

Как купол к пустым небесам.

 

Осип Мандельштам.

Восьмистишия (№ 6)

 

 

 

ЯЗЫК ПОЗ *

Удивительные результаты в области изучения человеческого мозга [1], открытие полевого генома в 80-е годы ХХ столетия [2], изучение коллективного бессознательного в контексте трансперсональной психологии [3] и выявление глубоких сопряженностей между квантовой физикой и теорией относительности и восточными мистическими учениями [4] оказали глубокое воздействие на изменение взглядов на человека и природу. Эти феномены стали рассматриваться как материально-идеально-духовные образования [5].

В настоящее время существуют более 15 000 психодиагностических методов, в основном вербальных, которые всё же не позволяют получить всестороннюю оценку личности субъекта, осуществлять прогнозирование его физического, интеллектуального и духовного развития и благоприятно воздействовать на его самопознание, поскольку в явно недостаточной степени учитывают организмические и личностные характеристики человека.

Поэтому целесообразна разработка комплекса взаимосвязанных психодиагностических средств, включающих в себя помимо известных и новые методы, непосредственно направленные на изучение человека и его личности с помощью присущих человеку невербальных знаковых средств.

Вслед за У. Найссером [10] я полагаю, что в процессе филогенеза у Homo сформировались врожденные механизмы, планы, схемы для различения разнообразных движений, действий, эмоциональных состояний, поз, жестов, а также для выявления стереотипа их проявления, отделения от конкретной ситуации или обстоятельств. Это говорит о правомерности изучения такого рода феноменов с семиотических позиций как своеобразных присущих человеку языков. На это явление обратили внимание психологи, культурологи и семиотики. Кратко осветим существующие психологические и семиотические подходы к изучению человека с помощью такого рода средств.

Отмечу, что человечеством накоплен большой опыт различения и идентификации различных черт характера, состояний организма и личности индивида на основании физиогномических данных, данных хиромантии и т. д. Однако этот опыт мифологичен и далек от научного осмысления. В связи с этим после второй мировой войны психологи во многих странах мира стали заниматься изучением облика личности, исходя из внешних признаков индивидов. В последние годы в России появились переводы нескольких книг зарубежных авторов, отличающихся различным подходом к интерпретации видимых характеристик индивида.

В [11] рассматриваются поведенческие признаки через выражаемые с их помощью эмоциональные состояния. Для этого авторами берется определенная группа внутренних состояний (открытость, закрытость, скука, нервозность, подозрительность и т. д.) и предпринимается попытка описать, по каким невербальным признакам их можно "прочитать".

По мнению А. Пиза, язык телодвижений можно понять, анализируя то, как "ведут себя" в определенной ситуации те или иные части тела. Он рассматривает, какую информацию несут ладони, жесты рук, глазные сигналы, положение корпуса тела, головы и т. д. Отдельно автор раскрывает вопросы, связанные с зонами и территориями общения, взаиморасположения партнеров [12].

А. Штангль полагает, что научные взгляды на язык тела (психология проявления) основываются почти исключительно на игре мускулов. Смысл сигналов тела можно расшифровать, по А. Штанглю, путем анализа походки, жестов, мимики, способов движения, их направления, темпа, размаха, а также манеры говорить (в этом случае важно учитывать скорость речи, громкость, высоту голоса и т. п.) [13].

М. Люшер [14] склонен считать, что человека можно интерпретировать с помощью анализа сигналов его личности, включающих манеру поведения и средства, с помощью которых Homo добивается от окружающих желательной для себя оценки его личности. В качестве таких сигналов автор рассматривает цвет, направленность стиля одежды, украшения, хобби, обустройство жилища и др. Он полагает, что человек, умеющий осознанно воспринимать сигналы личности, понимает язык ее мотивов и, тем самым, выходит на ту информацию, которую он не может получить на вербальном уровне.

На мой взгляд, психологами накоплен большой материал о "сигналах личности", но их работы отличает описательный подход, не раскрывающий глубинные механизмы такого рода "сигнализации" и не выявляющий причинно-следственные связи между сигналами и глубинными механизмами. Можно утверждать, что использование ими понятия "язык" носит метафорический, а не научный характер, поскольку не выявляется словарь, семантика, синтактика и другие аспекты того или иного языка тела. Следует сказать, что антропологи и культурологи также не наполняют понятие "язык тела" действительно семиотическим содержанием (см. [15]).

В 90-е годы заметно повышается интерес ученых к изучению тела с семиотических позиций, что привело к формированию новой научной специализации "семиотика тела" [16]. На международных конгрессах и конференциях стали обсуждаться разнообразные проблемы этого исключительно интересного явления. Так, например, на 5-ом конгрессе Международной ассоциации соматических исследований (12-18 июля 1994 г., Беркли, Калифорния, США) четыре секции были посвящены различным вопросам семиотики тела.

Следует указать на выход в свет ряда монографий, посвященных различным аспектам взаимодействия естественного языка с языком жестов. В монографии Х. Русрофа показано представление телесных проявлений (визуальных, кинетических, слуховых, тактильных и т. д.) в естественном языке (ЕЯ) [17]. К. Мюллер посвятила свою работу изучению связи жестов с ЕЯ в процессе общения [18]. Раскрытие значений жестов в обыденной жизни было представлено в книге К. Шмаусер и Т. Нолля [19].

Уместно сказать о двух работах российского исследователя Г.Е. Крейдлина, посвященных разработке модели сопоставительного анализа русского языка и невербальной семиотической системы в процессе общения и создания на ее основе словаря русских жестов [20-21].

Анализ литературных источников, посвященных семиотике тела**, подтверждает сделанное мною при анализе работ психологов предположение, что глубинные механизмы формирования разнообразных языков тела недостаточно изучены. В связи с этим представляет особый интерес типология присущих человеку языков, предложенная профессором академиком РАО В.П. Зинченко [22]. В нее входят такие языки, как язык установок на действия, выбор, восприятие; языки жестов и эмоциональных состояний; языки движений и действий; языки образов, иконические и символические языки, ЕЯ и метаязыки). В эту классификацию мною были введены язык поз, музыкальный и цветовые коды, эволюционно развивающиеся искусственные языки*** (см. рис. 1).

Если посмотреть на представленные на рисунке языки слева направо, то можно увидеть, что они расположены в направлении от знаковых систем, функционирующих на бессознательном уровне (языки установок...) до семиотических образований, функционирующих на сознательном уровне (метаязыки) [23]. Из этого вытекает, что системное исследование многих из этих языков представляет большие трудности и является делом ученых и специалистов многих поколений (примером этому может служить изучение ЕЯ, функционирующих во многом на бессознательном уровне, далеко еще не осознанных и не понятых в должной мере).

Рис. 1. Эмпирическая классификация присущих человеку языков и кодов

1. Язык установок на действия, выбор, восприятие. 2. Язык поз. 3. Язык движений. 4. Язык эмоциональных состояний. 5. Язык образов. 6. Музыкальные и цветовые коды. 7. Иконические языки. 8. Естественные языки. 9. Язык жестов. 10. Символические языки. 11. Эволюционно развивающиеся искусственные языки. 12. Метаязыки.

Изучение представленных на рисунке присущих человеку языков и кодов наводит на мысль о необходимости рассматривать их как знаковые системы, содействующие познанию не только внешнего мира, но и личности индивидов. Современные достижения в области изучения мозга человека и, в частности, его функциональных симметрий/асимметрий делает возможным выйти на выявление и практическую реализацию связей между нейронной организацией мозга и личностью индивида, о чем писал более 70 лет тому назад Л.С.Выготский (см. также [25]).

Несмотря на огромный эмпирический опыт, заключенный в коллективном и индивидуальном бессознательном и отображенный в различных популярных изданиях, человечество обладает слабыми научными знаниями относительно знаковых систем организмического уровня. К ним относятся линии на ладонях, выражение лица, формы головы, ушей, губ, улыбок, цвет и формы глаз, волос, точки на кожном покрове и многое другое, включая глубинные знаковые системы, свидетельствующие о функционировании внутренних органов. Вместе с тем анализ публикаций последнего десятилетия показывает, что ученые стали уделять внимание этим явлениям (см. например, [26-27; 28, с. 8-23]).

Я полагаю, что изучение языков и знаковых средств организмического уровня, а также обобщение громадного накопленного человечеством опыта невербального общения может привести к получению нетривиальных результатов. Они могут оказаться весьма полезными для медицины, психотерапии, обучения, для разработки новых психодиагностических методик и т.п. Отмечу, что в нашей стране усилился интерес к изучению восточных учений и восточной медицины как энергетических систем, содействующих восстановлению деятельности внутренних программ в теле человека по поддержанию в норме организма, интеллекта и духовной сферы человека (см., к примеру, [29-31]).

Из изложенного мною выше следует, что языки и коды личностного и организмического уровней тесно связаны друг с другом. Поэтому целесообразно и полезно изучать их с единых методологических позиций. В связи с этим в данном учебно-методическом пособии ставится цель изложить язык поз, обусловленных симметриями и асимметриями мозга и тела человека и непосредственной и опосредованной связью рук, ладоней и пальцев ладоней с духовной сферой, интеллектом и организмом Homo. Предназначение данного языка состоит в распознавании личности индивида и коррекции состояния его организма. Раскрытие словаря языка поз, его семантики и синтактики, и основанного на нем скоростного метода определения облика социального человека, прогнозирования его развития и коррекции физического, духовного и интеллектуального состояния Homo предваряет решение ряда задач:

- определение особенностей синтетического подхода и его потенциала для использования в достижении постановленной цели;

- выявление сущностей родового человека как единого образования;

- раскрытие свойств и особенностей родового символического человека, свойств, функций и особенностей его менталитета, функций и особенностей сознания (рассудка), бессознательного и сверхсознания;

- выявление систем сущностей, присущих родовому и социальному человеку с позиции антропологической семиотики и семиотической метафизики на основе синтетического подхода;

- рассмотрение тела человека в двух ипостасях с позиции антропологической семиотики и на основе синтетического подхода:

а) как интегративной информационно-энергетической самодиагностирующей системы;

б) как структурированного субстрата;

- установление внутренних детерминант развития языка поз.

Указанные выше внешние детерминанты развития новых представлений о человеке адекватны природе данного языка и свидетельствуют об актуальности его исследования.

Исследование языка поз проводилось мною в течение многих лет одновременно с разработкой антропологической семиотики и семиотической метафизики. О социальной значимости языка поз говорят следующие выявленные мной внешние детерминанты его исследования и функционирования:

Было установлено, что во внутренние детерминанты формирования и функционирования языка поз входят:

- симметрии и асимметрии мозга и внутренних органов структурированного субстрата;

- опосредованная связь пальцев ладоней с духовной сферой человека, его интеллектом и структурированным субстратом;

- семантика пальцев ладоней, отображающая и указывающая на особенности проявления материального, идеального и духовного начал в социальном человеке;

- духовные, идеальные и энергетические центры ("чакры").

Это позволило представить состав языка поз, его семантику и синтактику. Было выявлено 17 групп ручных поз, 8 групп ножных поз и 362 присущих им выражения. Были также подвергнуты описанию глазные и ушные симметрии и асимметрии (семь проявлений). Их анализ показал, что выявленные внутренние детерминанты обладают своими знаками-индикаторами. В их состав входят:

1. Руки, ладони и пальцы, ноги и ступни конкретного субъекта, означивают первую и четвертую детерминанту языка поз, отображают функциональные особенности структурированного субстрата, представленного, по меньшей мере, полушариями головного мозга, правой и левой сторонами лимбической сферы и чакрами, и указывают на особенности рассудка и бессознательного и функциональные асимметрии и симметрии мозга.

2. Разнообразные формы соединения и переплетения пальцев, представляя вторую и третью внутренние детерминанты языка поз, дают информацию об особенностях состояния и функционирования структурированного субстрата как единого материально-идеально-духовного образования.

Значения выражений перечисленных выше знаков-индикаторов конкретно указывают на особенности интеллекта и структурированного субстрата и, тем самым, несут в самих себе способность и возможность конкретного диагностирования социального человека, его личности и тела.

Раскрытие состава, семантики и синтактики языка поз и определение внутренних детерминант его формирования и функционирования послужили основой разработки скоростного метода определения облика социального человека, прогнозирования развития и коррекции его духовного, ментального и физического состояния.

Следует отметить, что состав, семантика и синтактики языка поз и определение внутренних детерминант его формирования и функционирования являют собой научную значимость данного пособия, а скоростной метод определения облика социального человека, прогнозирования развития и коррекции его духовного, интеллектуального и физического состояния - его практическую значимость.

Я полагаю, что изложенные в книге результаты научных исследований могут представить интерес для преподавателей и студентов старших курсов учебных заведений гуманитарного профиля, а также ученых различных научных специализаций, чьи интересы лежат в изучении эффективного использования человеческого фактора во всех сферах жизни социума.

Мне представляется, что необходимо продолжить работу в двух направлениях: научном и практическом. В научном плане перспективно комплексное исследование внутренних детерминант языка поз совместно с представителями различных научных специализаций, что даст возможность получить действительно системное представление о духовной сфере, интеллекте, теле как динамичной информационно-энергетической системе диагностирования состояний и структурированном субстрате человека. В практическом плане есть смысл продолжить сбор, обобщение и проверку данных о не включенных в научное исследование выражениях поз. Полезно выйти на создание компьютерных диагностических систем, способных давать релевантную информацию о конкретном человеке на основе симбиоза методов, расшифровывающих данные, поступающие от субъекта. Очевидна полезность и целесообразность написания популярной книги о языке поз и скоростном методе определения облика человека и прогнозирования развития и коррекции его духовного, интеллектуального и физического развития.

Примечания

* Данная публикация представляет собой две части (Введение и Заключение) книги: Узилевский Г.Я. Язык поз, или как распознать себя, других людей и положительно воздействовать на свое физическое и душевное состояние (Учебно-методическое пособие. - В 2-х частях. - Орел: Современная Гуманитарная академия, Орловский филиал, 2005), присланной автором в редакцию "Зеленой лампы".

Желающие приобрести книгу могут заказать ее наложенным платежом по адресу: 302000, Орел, Карачевское шоссе, 86, Орловский филиал Современной гуманитарной академии. Цена книги в 2-х частях - 75 руб. без наложенного платежа.

** Обширная библиография по данному вопросу представлена в [22-23].

*** К такого рода языкам относятся библиографический язык, язык волшебных сказок, язык геометрических изображений, шахматный язык и др., основанные на ЕЯ, иконическом языке и цветовом коде (подробно см. [24, с. 91-162]).

Библиографическая справка

1. Бехтерева Н.П. Магия мозга и лабиринты жизни. - Санкт-Петербург: Нотабене, 1999.

2. Казначеев В.П. Биоинформационная функция естественных электромагнитных полей / В.П. Казначеев, Л.П. Михайлова. - Новосибирск: Наука, 1985.

3. Гроф С. За пределами мозга: рождение, смерть и трансценденция в психотерапии. - М.: Трансперсональный институт, 1993.

4. Капра Ф. Дао физики. - К.: София, М.: ИД "Гелиос", 2002.

5. Узилевский Г.Я. синтетический подход "снизу вверх" к исследованию постиндустриальной цивилизации // Постиндустриальная цивилизация и культура управления. - Орел: ОРАГС, 2004. - С. 7-58.

6. Тупицын А.В. Метафизические представления о стратегическом маркетинге // Постиндустриальная цивилизация и культура управления. - Орел: ОРАГС, 2004. - С. 167-191.

7. Эфроимсон В.П. Педагогическая генетика // Генетика и гениальность. - М., 1998. - С. 291-434.

8. Доман Г. Как развить интеллект ребенка / Г. Доман, Дж. Доман, Г. Эйзен. - М.: Аквариум, 1998.

9. Кэрролл Л. Дети Индиго-2. - К.: "София"; ИД "София", 2003.

10. Найссер У. Познание и реальность. - М.: Прогресс, 1981.

11. Ниренберг Д. Как читать человека словно книгу / Д. Ниренберг, Д. Калеро Д. - Баку, 1991.

12. Пиз А. Язык телодвижений. - Как читать мысли других по их жестам. - Нижний Новгород: "Ай Кью", 1992.

13. Штангль А. Язык тела. Познание людей в профессиональной и обыденной жизни. - М., 1988.

14. Люшер М. Сигналы личности. Ролевые игры и их мотивы. - Воронеж, 1993.

15. Бутовская М.Л. Язык тела: природа и культура. - М.: Научный мир, 2004.

16. Sonesson G. The multiple bodies of man. Project of a semiotics of body // Degres. - 1993. - Vol. 21. - N 74. - P. 1-41.

17. Ruthrof H. The body in language. - London: Cassell Academic, 1999.

18. Muller C. Redebegleitende Gesten. - Berlin: Arno Spitz GmbH, 1998.

19. Schmauser C. Korper Bewegungen und ihre Bedeutungen / C. Schmauser, T. Noll. - Berlin: Arno Spitz GmbH, 1998.

20. Григорьева С.А. Словарь языка русских жестов / Григорьева С.А., Григорьев Н.В., Крейдлин Г.Е. - Москва - Вена: Языки русской культуры; Венский славистический альманах, 2001.

21. Крейдлин Г.Е. Невербальная семиотика. Язык тела и естественный язык. - М.: Новое литературное обозрение, 2002.

22. Зинченко В.П. Эргосемиотический подход к исследованию пользовательского интерфейса / В.П. Зинченко, Г.Я. Узилевский // Пользовательский интерфейс: исследование, проектирование, реализация. - 1993. - № 1. - C. 12-21.

23. Узилевский Г.Я. Предисловие // Семиотика тела. Орел, 1995. - С. 6-12.

24. Узилевский Г.Я. Начала эргономической семиотики. - Орел: ОРАГС, 2000.

25. Ivanov V.V. Neurosemiotics and neurobiology // Semiotica. - Vol. 93. - N 1-2. - P. 103-121.

26. Богданов Н.Н. Дерматоглифика серийных убийц / Н.Н. Богданов, С.С. Самищенко, А.И. Хвыля-Оринтер // Вопросы психологии. - 1998. - № 4. - С. 61-65.

27. Гоникман Э.И. Искусство диагностики по лицу: атлас. - Минск: Сантем, 2002.

28. Мулдашев Э. Сенсационные результаты научной гималайской экспедиции. - М.: ЗАО "АРИА-АиФ", 2000.

29. Вейсинь У. Целительная энергия: тайцзицигун и шоугун. - СПб: Нева, М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002.

30. Сантэм А. Комплекс мудр. Атлас мудр: Учебное пособие. - Ч. 1. - М.: Ин-т Йога Гуру Ар Сантэма, 2000.

31. Меско С. Целительные мудры: движения, которые лечат. - М.: Эксмо Пресс, 2001.

Основные понятия, использующиеся в работе

Бессознательное коллективное - совокупность априорно заданных программ, языков и кодов, отображающих всеобщее и особенное, обусловленное метафизическими началами, эволюцией и инволюцией человечества.

Метафизика - учение философии о сверхчувственных принципах бытия; в конце ХХ и начале ХХI века возникают научные направления, изучающие сверхопытное и сверхчувственное в физике, семиотике, искусстве, экономике и других сферах.

Метафизика семиотическая - область семиотики, изучающая природу сущности, гармонии, а также духовного, идеального и материального как начал мироздания.

Метод скоростной определения облика социального человека - метод, основанный на языке поз для установления особенностей его интеллекта и тела как структурированного субстрата в целях прогнозирования развития конкретного субъекта и содействия ему в плане самопознания.

Подход синтетический - научный подход, который, используя системный подход как определенный научный остов, "нанизывает" на него представления разнообразных научных дисциплин для многомерного раскрытия сложного или сверхсложного явления.

Семиотика - широкая область научных исследований, охватывающая изучение знаков, знаковых систем, языков, кодов, программ, а также знаковых процессов взаимодействия и общения между представителями различных популяций на земле и в космосе.

Семиотика антропологическая - область семиотики, изучающая родового человека как априорно заданный набор программ, языков и кодов, который в процессе их саморазвития и самоорганизации трансформируется в конкретного социального человека как органическую динамичную интегративную интеллектуальную, информационную и энергетическую систему.

Структурированный субстрат - соматика человека (мозг, нервная система, система кровообращения, сердечно-сосудистая система и др.) + независимая субстанция (эфирное тело, астральное тело, ментальное тело), представленные набором априорно заданных программ, языков и кодов и обладающие корпускулярно-волновой природой.

Человек родовой - потенциально единое материально-идеально-духовное образование.

Человек родовой символический - совокупность априорно заданных программ, языков и кодов, на основе которых формируется конкретный социальный человек.

Цивилизация - третья (за дикостью и варварством) эпоха развития человеческого общества, характеризующаяся определенным уровнем развития науки, техники, экономики, материальной и духовной культуры и отличающаяся отношением к человеку и природе.

Язык - знаковая система определенной сложности, выступающая как символическое средство для порождения конкретных текстов или оценки тех или иных субъектов, объектов, фактов, явлений.

Язык поз -присущая человеку открытая знаковая система, отображающая глубинные взаимосвязи между интеллектом социального человека, его интегративной информационно-энергетической самодиагностирующей системой и телом.

Языки личностного уровня -присущие человеку открытые знаковые системы, с помощью которых можно определять состояние и возможности развития его интеллекта.

Языки организмического уровня -присущие человеку открытые знаковые системы, с помощью которых можно определять состояние и возможности развития его тела как структурированного субстрата.

Геннадий Узилевский

При оформлении страницы использована репродукция:
Jean-Antoine Watteau. French Commedians. c. 1720

 

 


Хостинг от uCoz