ПЕРВОИСТОЧНИК
Цель этой рубрики
- знакомить читателей с основными положениями современной науки,
разного рода теориями или идеями современной культуры.
Помните, к какому
выводу пришел Рахметов, герой программного романа Н.Г.Чернышевского
"Что делать?"?
Прочитав гору
книг, Рахметов справедливо решил, что лишь немногие из них нужны.
И чтобы стать образованным и культурным человеком, достаточно
прочесть лишь первоисточники. Все прочие книги лишь пересказывают
такие первоисточники или - что еще хуже - затуманивают,искажают
их смысл.
Другое дело,
что для того, чтобы определить список первоисточников, приходится
прочитывать горы книг...
Вот потому мы
и решили (на правах прочитавших "горы") помочь определиться
с первоисточниками тем, кто еще только начинает читать (с учетом
некоторой произвольности нашего выбора, естественно, - ведь
у каждого свои представления о том, "что такое хорошо и что
такое плохо").
Одним из таких
первоисточников является работа выдающегося лингвиста А.А.Потебни "Лекции по теории словесности".
Александр
Афанасьевич Потебня - наш земляк. Он родился в 1835 году на
хуторе Манев Роменского уезда (тогда Полтавской губернии,
а сейчас - Сумской области).
Круг основных
теоретико-литературных идей Потебни связан с проблемой художественного
образа и художественной речи. Центральная проблема для него
- "мысль и язык".
Его "Лекции
по теории словесности" (помимо прочего) посвящены басне, пословице,
поговорке, изучаемым и в школе, и в гимназии. Поэтому рубрику
"Первоисточник" открывают отрывки именно из этих лекций.
"Психология
есть наука слишком новая, трудная, чтобы сказать что-нибудь
определенное. Мы ограничиваемся терминами, словами, заменяющими
исследования. Мы говорим: область человеческого сознания очень
узка. То есть надо себе представить, что у нас, говоря образно,
в голове существует узенькая сцена, на которой все действующие
лица помещаться не могут, а взойдут, пройдут и сойдут. Вот эту
маленькую сцену, которую точнее нельзя определить, и называют
сознанием; а все то, что не доходит до сознания, а приближается
до некоторой степени к нему, говорят, находится за порогом сознания.
Говоря - сцена, порог и т.д., мы прибегаем к поэтической форме
мышления.
Значение
басни и других поэтических произведений состоит именно в том,
что они служат ответом на запросы, возникающие по поводу отдельного
сложного случая. Басня и другие поэтические произведения разъясняют
нам этот сложный случай, сводят множество разнообразных черт,
заключенных в нем, к небольшому количеству. То же самое, только
в большей мере, то есть с большей краткостью, делает пословица.
Она дает нам возможность замещать массу разнообразных мыслей
относительно небольшими умственными величинами.
Человек,
располагающий сознательно значительным количеством поэтических
образов, располагающий ими так, что они свободно приходят ему
на мысль, тем самым будет иметь в своем распоряжении огромные
мысленные массы.
Единственный
путь к тому, чтобы обнять мыслью возможно большее количество
явлений и их отношений, состоит в том, чтобы ускорить их выхождение
на сцену и схождение с нее отдельных мыслей и затем усилить
важность отдельных мыслей, помещающихся на этой сцене. Искусство
вообще, и в частности поэзия, стремится свести разнообразные
явления к сравнительно небольшому количеству знаков или образов,
и им достигается увеличение важности умственных комплексов,
входящих в наше сознание. Для кого поэтический образ является
средоточием десяти, двадцати, тридцати отдельных случаев и для
кого эти отдельные случаи связались между собою и образовали
отвлеченный вывод, для того поэтический образ содержательнее,
многозначительнее, чем для того, которому он говорит только
то, что заключено в самом образе. Поэтому, употребляя то же
самое переносное выражение, на сцене мысли человека, для которого
поэтический образ многозначен и полон содержания, этот поэтический
образ является представителем тысячи отдельных мыслей; между
тем как для другого тот же самый образ является представителем
только себя самого".