На главную страницу

"История с географией"

Выпуски журнала 1996-2004 гг.

Последний номер - 1/2004 г.

Новый номер - 1/2005: "Я" и "Другой"

Здесь могла быть Ваша статья

Алфавитный список статей

Наши авторы

Параллели и меридианы

Добавить свой сайт

Анонсы, объявления, новости

Добавить новость или объявление

Новый ресурс по семиотике!!!

"Не ходите сюда, пожалуйста!"

Наши проблемы

Гостевая книга

"Я к вам пишу...":

green_lamp@mail.ru

borisova_t@rambler.ru

Эти же адреса можно использовать для контактов с нашими авторами

Сюда же можно присылать статьи на темы, имеющие отношение к направлению журнала ("чистая" семиотика, семиотика культуры, культурология, филология, искусствоведение и т.п.).

Как стать нашим автором?

Стать нашим автором очень просто. Нужно взять свой текст в формате Word или (что еще лучше) HTML и прислать по одному из адресов "Зеленой лампы".

Особо хотим подчеркнуть, что у нас нет "своего круга" авторов, мы открыты для всех. (Но и своих постоянных авторов очень любим). Нет ограничений и на объем статьи, на количество статей одного автора, помещаемых в номер. Главные критерии при отборе материала - профессионализм, талант, "блеск ума и утонченность чувств" авторов, соответствие теме номера (кстати, темы можно предлагать, возможно, именно ваша статья и предложит тему одного из следующих номеров). Единственная просьба - не присылать материалов просто для "факта публикации": у нас есть смешные устремления к "гамбургскому счету" - свободному научному общению без каких бы то ни было конъюнктурных соображений...

Ну и - ждем вас! Пишите!

Когда, уничтожив набросок,

Ты держишь прилежно в уме

Период без тягостных сносок,

Единый во внутренней тьме,

И он лишь на собственной тяге

Зажмурившись, держится сам,

Он так же отнесся к бумаге,

Как купол к пустым небесам.

 

Осип Мандельштам.

Восьмистишия (№ 6)

 

 

 

ЧТО НАМ ДЕЛАТЬ С МЕСОПОТАМИЕЙ,

или

Что такое культурология и какое отношение

к ней имеет журнал "Зеленая лампа"?

Самый первый вопрос, заданный нам читателями: "Что такое культурология?". Именно он утвердил нас в мысли о том, что, избрав такое направление, мы поступили правильно. Ведь культурология уже давно и активно изучается в учебных заведениях. И одновременно... не изучается. Потому что этот предмет очень часто, называясь культурологией, представляет собой любую другую смежную дисциплину, а иногда и вовсе далекую. В лучшем случае изучается история культуры - с датами, цифрами и всякого рода запоминательными усилиями. В худшем... Впрочем, разновидности "некультурологии" настолько пестрые, что и классифицировать трудно. И вот в определенные дни в библиотеках выстраиваются очереди из жаждущих получить книгу о Месопотамии (например). А поскольку библиотеки явно не готовы принять сразу в короткий период всех жаждущих приобщиться к культуре Месопотамии, то и большая часть "месопотамского" народа уходит разочарованной. А если вдуматься: зачем нормальному человеку Месопотамия? Куда он ее в своей маленькой голове денет, на какую полочку поставит? С чем она у него в памяти свяжется-склеится? Поваляется-поваляется, да и припадет пылью. А если попробовать закладывать информацию блоками, да еще склеивать самым надежным клеем - эмоциональной памятью? Тогда и для Месопотамии место найдется. А еще лучше - просто дать человеку в руки инструмент, при помощи которого он сможет сам смастерить себе любое знание о любом явлении культуры. Вот просто так подойти, например, к явлению искусства, и понять его без экскурсовода.

Именно для этого существует наука культурология. Значение этого термина нетрудно расшифровать: логос - слово, учение; культурология - учение, наука о культуре. И вот тут возникает "простенький вопросик": а что такое культура? Ну, если абстрактно, обобщенно - то это вообще нечто возделанное, обработанное. Тогда природа - это не культура. Но не культура ли? Потом еще одно. Культуру часто противопоставляют цивилизации. В таком случае автомобиль, телевизор, телефон нужно исключать из сферы культуры. Остается одно: причислять к явлениям культуры все, что каким-то образом осмыслено, прожито, прочувствовано человеком, вошло в его духовный, интеллектуальный, материальный опыт. И тогда представление о том, что такое культура, может возникнуть из простой, незамысловатой и в то же время мудрой притчи. Вот эта притча. Однажды американец увидел прекрасный английский газон. И захотелось ему завести у себя такой же. Американец спросил у хозяина газона: "Как вам удалось добиться этого?" Англичанин улыбнулся и сказал:

"Ничего сложного. Нужно только аккуратно подстригать и поливать его каждый день в течение двухсот лет".

Уже в 1964 году американские ученые собрали 257 определений понятия культуры. Предполагается, что к 1987 году количество этих определений удвоилось. А с 1987 года прошло уже десять лет...

Из всех доступных нам определений мы выбрали такое: "Согласно наиболее распространенному сегодня пониманию этого термина, культура есть смыслонесущий и смыслопередающий аспект человеческой практики и ее результатов, символическое измерение социальных событий, позволяющих индивидам жить в особом жизненном мире, который они все более или менее понимают, и совершать поступки, характер которых понят всеми остальными" (Введение в культурологию / Рук. авт. коллектива и отв. ред. Е.В.Попов.- М.: Владос, 1995).

А какое отношение к культурологии имеет наш журнал? Неужто он будет скучной, занудной дисциплиной? Ни в коем случае! Наука о культуре не может быть занудной! Тем более журнал, ни в коей мере не ставящий своей задачей подменить собой учебный предмет. Мы только будем стараться в увлекательной форме сообщать вам нужные сведения, вводить культурологические понятия - малыми дозами, иногда отдельно, в рамочке (не хочешь - не читай), иногда скрыто (например, в "детских" рубриках), на подсознательном уровне. А иногда - серьезно, в полный голос. Непонятно - можно посмотреть в словаре или вообще отложить до лучших времен статью подобного рода. Заметили вы, например, что в первом номере мы ввели понятия рамы (рамки) художественного произведения, программности и сюжетности, познакомили с техникой коллажа и рассказали о таком направлении в искусстве, как "реди мейд"? Что мы сообщили о теории психоанализа, разработанной Зигмундом Фрейдом, ознакомили с теориями Л.Выготского, А.Жолковского, А.Потебни?

А сколько еще неузнанного, непознанного, пребывающего для нас в "невидимой реальности"? (Об этой теории мы тоже расскажем).

И еще. Каждый последующий номер (начиная уже с этого) мы планируем посвящать одной какой-то теме или проблеме, рассматривая ее во всевозможных аспектах. И если кто-то из вас пожелает принять участие в обсуждении этой проблемы - пишите, звоните...

Тамара Борисова

 

 

 



Хостинг от uCoz