На главную страницу

"История с географией"

Выпуски журнала 1996-2004 гг.

Последний номер - 1/2004 г.

Новый номер - 1/2005: "Я" и "Другой"

Здесь могла быть Ваша статья

Алфавитный список статей

Наши авторы

Параллели и меридианы

Добавить свой сайт

Анонсы, объявления, новости

Добавить новость или объявление

Новый ресурс по семиотике!!!

"Не ходите сюда, пожалуйста!"

Наши проблемы

Гостевая книга

"Я к вам пишу...":

green_lamp@mail.ru

borisova_t@rambler.ru

Эти же адреса можно использовать для контактов с нашими авторами

Сюда же можно присылать статьи на темы, имеющие отношение к направлению журнала ("чистая" семиотика, семиотика культуры, культурология, филология, искусствоведение и т.п.).

Как стать нашим автором?

Стать нашим автором очень просто. Нужно взять свой текст в формате Word или (что еще лучше) HTML и прислать по одному из адресов "Зеленой лампы".

Особо хотим подчеркнуть, что у нас нет "своего круга" авторов, мы открыты для всех. (Но и своих постоянных авторов очень любим). Нет ограничений и на объем статьи, на количество статей одного автора, помещаемых в номер. Главные критерии при отборе материала - профессионализм, талант, "блеск ума и утонченность чувств" авторов, соответствие теме номера (кстати, темы можно предлагать, возможно, именно ваша статья и предложит тему одного из следующих номеров). Единственная просьба - не присылать материалов просто для "факта публикации": у нас есть смешные устремления к "гамбургскому счету" - свободному научному общению без каких бы то ни было конъюнктурных соображений...

Ну и - ждем вас! Пишите!

Когда, уничтожив набросок,

Ты держишь прилежно в уме

Период без тягостных сносок,

Единый во внутренней тьме,

И он лишь на собственной тяге

Зажмурившись, держится сам,

Он так же отнесся к бумаге,

Как купол к пустым небесам.

 

Осип Мандельштам.

Восьмистишия (№ 6)

 

 

 

ДАО И КОМПЬЮТЕР -

"две вещи несовместные"?

Наверное, многим не раз приходил в голову "простой и естественный" вопрос: почему именно Япония стала страной компьютеров? Почему она, а не какая-нибудь другая страна оказалась "впереди планеты всей" в этой области? Ведь в расхожем представлении Япония - это то, где ходят в кимоно, носят замысловатые прически и вообще принадлежат к древнейшей, архаической культуре. Да, действительно: через китайскую (а эта страна сыграла в судьбе Японии роль, сходную с ролью Греции по отношению к Риму) японская культура уходит в такие древние глубины, что голова может закружиться, если попытаешься заглянуть в них. И вдруг - передовая компьютерная страна. Но вдруг ли?

Сначала попробуем сопоставить два взгляда на мир, две философии: западную и восточную.

Европейские тенденции трактовки положения вещей таковы.

Первая - тенденция разделения, противопоставления одного другому: непрерывного прерывному, совершенного несовершенному, активного, благого, разумного начала - пассивной, инертной материи. Вторая - следующий отсюда вывод об изначальном несовершенстве мира: он хаотичен в своей основе и нуждается в переделывании, в участии извне. Третья тенденция - отсюда же происходящая идея творения, установка на творчество, творческую силу человека, призванного преобразовать мир. И четвертая - вера в существование первоначала, приводящая к признанию последовательного, причинно-следственного типа связи, к вытягиванию круга в линию, к идее восхождения.

Этот тип мышления называется линейным, одномерным.

Совсем по-другому смотрят на вещи восточные философы. Сунский философ Чжун Си (1130-1200) написал: "И понял я Предел Великий: в нем обе Формы коренятся". Т.П.Григорьева (статья "Образы мира в культуре: встреча Запада с Востоком", на которую мы здесь частично опираемся, опубликована в книге "Культура, человек и картина мира". -М.: Наука, 1987) так комментирует эти слова: "И эта мысль всеобъемлюща: двуединство - свойство вещей: мир бинарен, амбивалентен по своей природе. В тайцзи в потенции содержатся все пары: темное и светлое, покой и движение (инь-ян). Само движение двуедино, едино с покоем, исходит из покоя и возвращается в него, и двусторонне, направлено "туда-обратно", не только последовательно, но и одновременно, движение и прерывно и непрерывно одновременно. Все развивается в прямом и обратном порядке. "Изменения есть образ движения туда-обратно", - сказано в том же комментарии к "Ицзину" ("Книге перемен"). Все по необходимости проходит стадии сжатия-расширения, вдоха-выдоха, прилива-отлива".

Не напоминает ли это вам, во всяком случае, тем, кто хоть как-то соприкасался с компьютерами, основной принцип организации и функционирования этого сложнейшего устройства (так и хочется сказать - организма)? Чередование ноль-единица, ноль-единица, иными словами, есть напряжение - нет напряжения, и так миллионы-миллиарды раз в секунду... А если учесть мнение философа М.Кузнецова (статья "Текст, гипертекст и интерактивное телевидение", журнал "Декоративное искусство".- 1996.- №1) о происходящих в дигитальной среде (натуральной, в том числе компьютерных рядах натуральных чисел) процессах "пространственно-временного "распредмечивания" и "опредмечивания", параллельно продолжающих существовать (или нет) в мире реальном событий и явлений"?

С компьютером в нашу жизнь и культуру пришло понятие так называемого жесткого и мягкого текста. Жесткий текст - книга, рукопись ("Что написано пером, того не вырубишь топором"). Это явление письменной культуры (а была еще дописьменная). Мягкий текст - явление экранной культуры (например, экран монитора в компьютере). Мягкий текст в любую секунду можно изменить: стереть слово или его форму, стереть изображение, перейти с программы на программу, поменять шрифт, величину букв, сменить язык. Он одновременно и такой, и другой - он всякий.

Сравним два высказывания. Первое: "Вообще восточное Небытие напоминает состояние физического вакуума - ноля, когда положительные и отрицательные заряды уравновешены, пребывают в покое, но обладают потенцией бытия, движения" (Т.П.Григорьева). Второе: "Существовать в мире, для которого уже более не является определяющим четкое выделение полюсов "я" и вне "меня" сущей реальности, в котором контуры и того и другого становятся расплывчатыми и неопределенными <...>, является делом весьма малопривычным для современного человека" (М.Кузнецов, Текст, гипертекст...). Добавим: делом малопривычным для европейского человека.

Итак, вы приходите, включаете компьютер -и "Великие силы Поднебесной, будучи долго разобщенными, стремятся соединиться вновь и после продолжительного соединения опять распадаются..." (Ло Гуань-чжун."Троецарствие").

Тамара Борисова

 

 

 

 



Хостинг от uCoz