На главную страницу

"История с географией"

Выпуски журнала 1996-2004 гг.

Последний номер - 1/2004 г.

Новый номер - 1/2005: "Я" и "Другой"

Здесь могла быть Ваша статья

Алфавитный список статей

Наши авторы

Параллели и меридианы

Добавить свой сайт

Анонсы, объявления, новости

Добавить новость или объявление

Новый ресурс по семиотике!!!

"Не ходите сюда, пожалуйста!"

Наши проблемы

Гостевая книга

"Я к вам пишу...":

green_lamp@mail.ru

borisova_t@rambler.ru

Эти же адреса можно использовать для контактов с нашими авторами

Сюда же можно присылать статьи на темы, имеющие отношение к направлению журнала ("чистая" семиотика, семиотика культуры, культурология, филология, искусствоведение и т.п.).

Как стать нашим автором?

Стать нашим автором очень просто. Нужно взять свой текст в формате Word или (что еще лучше) HTML и прислать по одному из адресов "Зеленой лампы".

Особо хотим подчеркнуть, что у нас нет "своего круга" авторов, мы открыты для всех. (Но и своих постоянных авторов очень любим). Нет ограничений и на объем статьи, на количество статей одного автора, помещаемых в номер. Главные критерии при отборе материала - профессионализм, талант, "блеск ума и утонченность чувств" авторов, соответствие теме номера (кстати, темы можно предлагать, возможно, именно ваша статья и предложит тему одного из следующих номеров). Единственная просьба - не присылать материалов просто для "факта публикации": у нас есть смешные устремления к "гамбургскому счету" - свободному научному общению без каких бы то ни было конъюнктурных соображений...

Ну и - ждем вас! Пишите!

Когда, уничтожив набросок,

Ты держишь прилежно в уме

Период без тягостных сносок,

Единый во внутренней тьме,

И он лишь на собственной тяге

Зажмурившись, держится сам,

Он так же отнесся к бумаге,

Как купол к пустым небесам.

 

Осип Мандельштам.

Восьмистишия (№ 6)

 

 

 

СЮЖЕТ ПОВЕСТИ М.А.БУЛГАКОВА "СОБАЧЬЕ СЕРДЦЕ" В СИНХРОНИЧЕСКОМ И ДИАХРОНИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ*

Большинство исследователей творчества М.А.Булгакова склоняются к тому мнению, что источником сюжета для повести "Собачье сердце" послужил реальный исторический факт - социальная революция в России. Действительно, "экспериментом" и "опытом" называли революцию и общественное переустройство, последовавшее за ней, многие русские писатели и философы. Так, М.Горький в своих "Несвоевременных мыслях" от 10 (23) ноября 1917 года напишет: "Ленин <...> считает себя вправе проделать с русским народом жестокий опыт, заранее обреченный на неудачу". В.Короленко в "Письмах к Луначарскому" скажет следующее: "Я не менее любого большевика люблю наш народ <...> Но я люблю его не слепо, как среду, удобную для тех или других экспериментов, а таким, каков он есть в действительности". В 1918 году в статье "Мир "буржуазного" и мир "социалистического" Н.Бердяев напишет о том, что апостолы и пророки "социалистического" приступили к огромному эксперименту создания нового "социалистического" мира. О производстве "над живым телом России социального опыта, неудача которого грозит параличом и смертью", с горечью скажет в своих "Очерках русской смуты" Деникин. В лекции 1919 года М.Волошин упомянет о "социальных экспериментах, которым будет подвергаться Россия". Академик И.Павлов выразится так: "Если то, что делают большевики в России, есть эксперимент, то для такого эксперимента я пожалел бы даже лягушку" [1].

Однако Булгаков мыслил гораздо шире: его герой профессор Ф.Ф.Преображенский не копия с "вождя мирового пролетариата", а один из тех "вечных" образов "ученых-творцов", рискнувших посягнуть на тайны мироздания. Поэтому в первую очередь среди наиболее близких источников сюжета повести "Собачье сердце" следует назвать роман английского фантаста Герберта Уэллса "Остров доктора Моро" (1896). В этом романе говорится о том, как сумасшедший ученый проводит жестокие опыты по созданию своеобразных "гибридов" людей и животных, которые в конце концов восстают и убивают его.

Впрочем, первый научно-фантастический роман был создан задолго до Уэллса, еще в первой четверти XIX века, когда юная англичанка (ей исполнилось только 19 лет) Мэри Шелли, жена знаменитого английского поэта Перси Биши Шелли, написала своего прославленного "Доктора Франкенштейна". Изначальное название этого произведения "Франкенштейн, или Современный Прометей": роман не снискал бы мировой славы и рассматривался бы только в ряду второсортных "романов ужасов", очень популярных на рубеже XVIII-XIX веков, если бы М.Шелли не затронула в нем "вечную" тему - тему ученого, современного Прометея, его возможностей, его ответственности и его трагичности. Чуть ранее великий Гете написал вторую часть своего "Фауста", в которой повествуется, в частности, о создании некоего Гомункула - существа, наделенного всеми человеческими качествами, кроме плоти. Примерно в это же время и так же в Германии появилось полное загадок и мистики произведение другого романтика - Аахима фон Арнима "Изабелла Египетская", - в котором нашла отражение древняя еврейская легенда о големе (еврейск. "комок", "неготовое", "неоформленное"). Согласно легенде, чтобы сделать голема, нужно вылепить из красной глины человеческую фигурку ростом с десятилетнего ребенка и оживить ее, произнеся имя бога или начертав на ее лбу слово zmet - "истина" (если стереть букву z, получится met, то есть "смерть", - так можно уничтожить голема). Оживленный голем не обладает даром речи и не имеет души, однако он быстро растет, приобретая нечеловеческую силу. Голема используют как раба, заставляя выполнять всю домашнюю работу, поэтому в легендах часто описывается, как голем восстает на своего хозяина и его семью и убивает их. По мнению исследователей, именно легенда о големе нашла отражение в романе М.Шелли "Франкенштейн".

Однако легенды об искусственном сотворении живого существа имеет не только еврейский фольклор, - это своеобразный "бродячий сюжет", "общее место" в фольклоре многих народов мира: вспомним, например, русские сказки "Снегурочка" и "Колобок". Заметим, что в подобных сказках финал всегда неблагополучен, тогда как для сказок характерна счастливая развязка.

Заданная Мэри Шелли тема "создателя и создания" была популярна в литературе на протяжении двух столетий, популярна она и сейчас. Чтобы представить, какие изменения претерпел этот сюжет с момента написания "Франкенштейна" и до наших дней, приведем некоторые наиболее известные научно-фантастические романы со сходным сюжетом: А.Беляев "Голова профессора Доуэля" (автономное существование головы человека), "Хойти-Тойти" (мозг человека пересаживают в тело слона), "Человек-амфибия" (жабры акулы пересаживают ребенку, делая его способным дышать под водой); Ст.Лем "Расследование" (научное обоснование оживления трупов); Г.Гуревич "Мы из Солнечной системы" (создание абсолютной копии человека); Г.Франке "Второй экземпляр" (клонирование человека) и многие другие. Сейчас в связи с опытами по клонированию тема "голема" очень популярна и в литературе и в кино. Однако по-прежнему для произведений с таким сюжетом в большинстве случаев характерна трагическая развязка. Причина этого кроется в том, что роль "творца", создателя "второго Адама" непосильна для человека: нельзя поместить искусственное существо в живой мир природы без ущерба для обоих, ведь прежде чем создать Адама, Бог создал мир, в котором тому предстояло жить. Возможности человека, даже гениального ученого, невероятно ограничены по сравнению с мощью природы. Поэтому всякое посягание на роль "творца" не только абсурдно, но и преступно. Это хорошо понимал Булгаков, что и нашло отражение в повести "Собачье сердце".

Примечание

* Статья является частью дипломной работы на тему "Интертекст в повести М.А.Булгакова "Собачье сердце".

Библиографическая справка

1. Высказывания цитируются по: Шнейберг Л.Я., Кондаков И.В. Черная магия и ее разоблачение (М.Булгаков "Роковые яйца", "Собачье сердце", "Мастер и Маргарита") // Шнейберг Л.Я., Кондаков И.В. От Горького до Солженицына. М., 1994. С.180-181.

Наталья Аксенова

При оформлении страницы использована репродукция:
Андрей Кузнецов. Лубок "ВозъстанIе машынъ". 2003

Примечание редакции. Текст лубка заслуживает отдельного цитирования (увы, без ятей, еров, ерей, юсов малых и больших... которые, впрочем, можно во всей красе увидеть на сайте):

А вот я - мужик чудной,
болван заводной.
Зовуся Термонатор два -
жестеная голова.
Херосином упиваюся,
на самокате зело быстро катаюся,
с пищалью изрядно управляюся.
Росту во мне три аршина,
в нутре имею колеса да пружины.
В кузню попал
и всю голову себе изломал.

 

 

Хостинг от uCoz