На главную страницу

"История с географией"

Выпуски журнала 1996-2004 гг.

Последний номер - 1/2004 г.

Новый номер - 1/2005: "Я" и "Другой"

Здесь могла быть Ваша статья

Алфавитный список статей

Наши авторы

Параллели и меридианы

Добавить свой сайт

Анонсы, объявления, новости

Добавить новость или объявление

Новый ресурс по семиотике!!!

"Не ходите сюда, пожалуйста!"

Наши проблемы

Гостевая книга

"Я к вам пишу...":

green_lamp@mail.ru

borisova_t@rambler.ru

Эти же адреса можно использовать для контактов с нашими авторами

Сюда же можно присылать статьи на темы, имеющие отношение к направлению журнала ("чистая" семиотика, семиотика культуры, культурология, филология, искусствоведение и т.п.).

Как стать нашим автором?

Стать нашим автором очень просто. Нужно взять свой текст в формате Word или (что еще лучше) HTML и прислать по одному из адресов "Зеленой лампы".

Особо хотим подчеркнуть, что у нас нет "своего круга" авторов, мы открыты для всех. (Но и своих постоянных авторов очень любим). Нет ограничений и на объем статьи, на количество статей одного автора, помещаемых в номер. Главные критерии при отборе материала - профессионализм, талант, "блеск ума и утонченность чувств" авторов, соответствие теме номера (кстати, темы можно предлагать, возможно, именно ваша статья и предложит тему одного из следующих номеров). Единственная просьба - не присылать материалов просто для "факта публикации": у нас есть смешные устремления к "гамбургскому счету" - свободному научному общению без каких бы то ни было конъюнктурных соображений...

Ну и - ждем вас! Пишите!

Когда, уничтожив набросок,

Ты держишь прилежно в уме

Период без тягостных сносок,

Единый во внутренней тьме,

И он лишь на собственной тяге

Зажмурившись, держится сам,

Он так же отнесся к бумаге,

Как купол к пустым небесам.

 

Осип Мандельштам.

Восьмистишия (№ 6)

 

 

 

Юлия Васильевна Вишницкая

  МИФОЛОГЕМЫ АЛЕКСАНДРА БЛОКА В РУССКОМ ЭТНОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук

 

Раздел 2. Часть 3. Мифологемы, актуализирующие "центр пути"

§ 3. " Колокол": трансформация образа в художественных текстах А.Блока

Колокол принадлежит к культурному пространству, впитывающему в себя сакральные представления о "чистом/нечистом" времени, т.е. колокол как бы устанавливает соотношение сакрального и профанического, в какой-то мере регулирует степень космологизации объектов сферы быта [см. об этом 276: 31].

Неоднородный мир "набегающих" друг на друга объектов, явлений, событий, состояний максимально "сгущается", "собирается" в одной точке –звуковом центре Вселенной, где все профаническое по своей природе начинает подчиняться космическому закону Порядка и Гармонии. Праздничный колокольный звон освящает "черный город", а он, "втягиваясь" в сакральный центр, сам приобретает статус "священного локуса":

Не спят, не помнят, не торгуют.

Над черным городом, как стон,

Стоит, терзая ночь глухую,

Торжественный пасхальный звон.

Над человеческим созданьем,

Которое он в землю вбил,

Над смрадом, смертью и страданьем

Трезвонит до потери сил...

Над мировою чепухою;

Над всем, чему нельзя помочь;

Звенит над шубкой меховою,

В которой ты была в ту ночь (III-59).

Итак, колокол – это центр, через который "становится возможным сообщаться с "всевышним" <...>, так как "центр" делает возможной оrientatio. Проявление священного в пространстве имеет, таким образом, космологическую валентность: всякая космическая иерофания или всякое освящение какого-либо пространства напоминает некую космогонию" [27: 46].

Не случайно этот центр находится в верхней точке вертикали – в мире теистического верха, освященного божественным сиянием. С колоколом сравнивается человеческий "звонкий и радостный голос" (IV-9), переходящий в пение. Колокол звучит:

Поет, краснея, медь.

Над городом стою – и карлик служит мне;

Согбенный карлик в платье черном,

Какой являлся мне во сне (II-42).

Психологический звукоцветоассоциатив "голос меди колокольной" (II-49) (= "я красной медью зазвучу" – II-42) трансформируется в колоративный символ истины. Колокол, обладающий тайными знаниями, знающий то, что недоступно обыденным объектам реального мира, превращается в демиурга, указывающего путь:

Церковный свод давал размерным звоном

Всем путникам напутственный ответ... (I-157).

Но в то же время креативный атрибут, вещатель магического слова обладает способностью реверсивного действия: открывающий путь в "даль вольную" (II-49), он является внутренним предостережением:

Но берегитесь, в даль стремясь,

Чтоб голос меди колокольной

Не опрокинулся на вас! (II-49).

Так колокол в качестве субъективного локуса, "свернутого" микрокосма входит в парадигму жизни-сна, где психологическому ассоциативу отведено место защищенного от стихий гносеологического центра души:

Иль может лучше: не прощая,

Будить мои колокола,

Чтобы распутица ночная

От родины не увела?(III-6).

Наибольшей магической силой обладает сконцентрированный звукоколоративный символ "красный, зловещий фонарь". Астрально-атрибутивный колоратив способен вывести из дурманящего, уже постоянного состояния сна, заменяющего жизнь:

Люди спали. О, люди!

Пока не пробудитесь вы,

Месяц будет вам – красный, зловещий фонарь,

Страшный колокол будет вам петь! (II-118).

"Проклятый страшный колокол" (II-118 ) – атрибут хтонического мира – в "проклятых руках" "проклятого звонаря" становится медиатором-раздражителем, размыкающим "ночное пространство", не дающим покоя спящим. Он – пленник "болот" и панхронотопов – приобретает еще одно магическое свойство: трансформировать душевные состояния и модифицировать экзистенциально-гносеологические парадигмы: жизнь – сакрализованную экзистенцию, в которой

Колокол самый блаженный,

Самый большой и святой, <...>

Утром скликал прихожан, –

превращает в жизнь – сон (=смерть), где все – зависимы от колокольного звона, все, спящие, – в его плену. В мифомире сна колокол взаимозаменяет два синонимичных состояния (сна-жизни и сна-смерти ) и уравновешивает их мерным, успокаивающим звоном:

Кругом – семья в чаду молений,

И над кладбищем – мерный звон.

Им не постигнуть сновидений,

Которых не дождался он (I-113).

"Funera plango, fulgura frango. Sabbata pango. Excito lentos, dissipo Ventos, paco cruendos" ["Оплакиваю похороны, ломаю молнии, распространяю покой субботний. Пробуждаю ленивых, разгоняю ветры, примиряю окровавленных"] <...> Колокол таинственно связан со святыми силами и людскими душами, он будит землю и небо" [260: 787]. Колокольный звон, следовательно, может быть глашатаем и носителем обмана (уводящим от родины, в "далекие миры"): блаженным и проклятым".

Но есть один, в котором сосредоточено все космическое тайное значение, овладеть им – мечта многих: "Я не только молод, а еще бесконечно стар. Чем дольше я живу, тем я больше научаюсь ждать настоящего звона большого колокола: я слышу, но не слушаю колокольчиков, не хочу умереть, боюсь малинового звона" (VI-91).

Таким образом, "колокол" в текстах А.Блока претерпевает ряд превращений: будучи вселенским звуковым центром, в который "втягиваются", и – следовательно – сакрализуются все профанические объекты реального "города", "колокол" "распыляет" вокруг себя, творит сакрализованное пространство (Ее миров) и время. Сотворенные "колоколом" хронотопы отличаются удивительной хтонической "уплотненностью":

Погасила в храме свечи,

Осенила купола (II-121).

Так актуализируется символика святости, чистоты (причем не только "колокола", но и всего пространства, охваченного "колокольным звоном", и времени).

"... звон [колоколов – Ю.В.] служит призывом к богослужению" [260: 788], он – детерминатор сакрализации: с ударом колокола (II-140) наступает момент "очищения" времени. Колоколу нелегко дается эта сакрализация: он – бьется, силясь разорвать путы, сковавшие "криками, лаем и ржанием" город (I-218, II-140).

Наиболее сакрализованным временем можно считать сумерки – время "Божьего гласа":

Мой вечер близок и безволен,

Чуть вечереют небеса –

Несутся звуки с колоколен,

Крылатых слышу голоса (I-179, см.: II-91).

Время колокольного звона – это время смены теней:

Бегут неверные дневные тени...

..........................................

Растут невнятно розовые тени,

Высок и внятен колокольный зов... (I-156),

время, в котором "провиделась Ты" (I-218), время прославления "поздней мечты" (I-330). Так колокола (чуть подернутые розовой дымкой – от иллюзорных существ) торжествуют "видения и грезы" о Ней: "тонкие колокола" (III-71) – не что иное, как теистический атрибут и хронотоп, указывающий на Ее мир (сравните контекстно-лексический ряд: "детские годы", "ласкающая мгла", "вспыхивают розы").

Колокол свидетельствует о присутствии священной силы, связанной с истиной [см.: 38]. Вечерний колокольный звон – своеобразная отзеркаленная звуковая вертикаль, которая соединяет Ее миры с Божьими небесами: колокол "откликается" на Ее голос (I-138) и, таким образом, освящает Ее, обожествляет, он – звуковой сакрализатор, эксплицированный белыми звуками.

"Белые звуки" моделируют вокруг себя "заряженное" "чистотой" панхронотопичное бытие, где совмещаются вершина пространственной вертикали ("девственно-горные селения") и центр временной спирали ("белые сказки забвений"); рождается универсум исчезающих, "танцующих" строений и растворяющихся дум и воспоминаний (I-529). Все – обновляется, очищается: "Во всем мире звучит колокол антигуманизма: мир омывается, сбрасывая старые одежды; человек становится ближе к стихии; и потому – человек становится музыкальнее" (V– 471).

По сути, колокольный звон – это уже расшатанное, смещенное из привычных рамок пространство-время, это – не поддающийся рациональному осмыслению стихийный хронотоп. Символика свободы объективируется экспрессивно-эмоциональной формой мифологемы "дальний, раздольный колокол". Колокол становится знаком весны, а значит предвестником счастья, чудес, любви, красоты (ср. экспрессему "веселые колокола" (VI-363):

Дни и ночи я безволен,

Жду чудес, дремлю без сна.

В песнях дальних колоколен

Пробуждается весна (II-144, см.: II-146).

Колокол как символ и предвестник жизни ("Благовестны звоны" – I-171) наделяется свойствами творящей вещи – сакрализованного объекта – живого организма [см. 10: 30]. Колокол функционирует как живое существо, и главный его орган – "окровавленный язык" (II-149). "Метафора, основанная на анатомическом сходстве и одновременно на функции языка как органа говорения, – язык колокола. <...> язык колокола предстает как грозное оружие битвы" [283: 563]. Атрибут церковных строений, города, селения (V-511) становится "знаком социальных отношений" [см. 275: 70]. Колокол – "говорит" (не случайна объектная позиция данного образа, в которой царствуют тени, видения. Белые звуки здесь выстраивают вертикаль зеркального типа: она отражает друг в друге теистический (божественный) мир и пантеистические (Ее) миры, которые объясняют "розовые", "чистые" символы, предвестники, хронотопы образа. Центральный же символ жизни порождает живое существо, в основе которого лежит механизм креативного звукоколоратива, дешифрующий семиотический статус мифологемы в коммуникативном контексте. Объемный "красный колокол" – уже не атрибут и не хронотоп, он – сам демиург, живой (ибо – говорящий, поющий и зовущий) "указатель" в Пути. Он преобразуется в центр человеческой души, предостерегая от опасных последствий ухода "в дальние миры", где колокол опять становится атрибутом хтонических пространств (но уже не выстраивает мировую вертикаль, а лишь соединяет мифомиры, находящиеся в одной плоскости (жизни – сна и сна – смерти). Только "настоящий большой колокол" способен снять все внутренние тревоги и воплотить еще не сбывшиеся мечты.

Читать дальше

К оглавлению

Библиографическая справка

 

 

 

 

© Вишницкая Юлия Васильевна. Мифологемы Александра Блока в русском этнокультурном пространстве

Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. – Киев, 2003. Институт языковедения имени А.А.Потебни Национальной академии наук Украины. Научный руководитель - Озерова Нина Григорьевна, доктор филологических наук, профессор

 

При оформлении страницы использован фрагмент работы Эдуарда Берн-Джонса "Принц вступает в заросли шиповника"

Репродукция взята с сайта www.elibron.com

 

 

 


Хостинг от uCoz