Юлия
Васильевна Вишницкая
МИФОЛОГЕМЫ
АЛЕКСАНДРА БЛОКА В РУССКОМ ЭТНОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Диссертация
на соискание ученой степени кандидата филологических наук
Заключение
Феномен осмысления картины мира состоит в нахождении и эксплицировании её смысловых ядер: в культуре – символов, знаков, в которых концентрируется свёрнутая информация; в тексте – ключевых слов, "консервирующих" и реконструирующих культурологическую память; в слове – тех компонентов, тех "клеток", которые отвечают за "генетическую связь" данного слова, данного текста и данной культуры.
Исследование одного из компонентов ЯКМ А.Блока показало, что своеобразным лингвистическим "геном", соединяющим координаты "миф", "культура", " картина мира", "художественный текст", является мифологема.
Проведенный анализ образов модели из мира вещей как составной концептосферы поэта дает возможность определить мифологему как спрессованный языковой этнокод, который при дешифровке проходит процесс креативного воспроизведения заложенной культурологической информации: переложения языка культуры на индивидуально-авторский художественный язык. Будучи включенной в механизм адаптации в художественном тексте, мифологема воссоздает парадигмы (названные комплементарными), отражает смыслы и моделирует новые – специфические, уникальные характеристики, составляющие особенность идиостиля писателя, поэта.
Наиболее способными "концентрировать" память культуры, космическую информацию, считаются символы. Включенность в символическую парадигму артефактов свидетельствует, во-первых, об уникальном "перерастании" вещей в пространство духовности и пересечении, трансформации и модификации профанического и сакрального миров; во-вторых, о смещении, а точнее, уравнивании антропоцентрических, теистических и артефактноцентрических систем – в онтологическом модусе: вещи в космическом масштабе становятся, как и человек, "аналогами мира", превращаются в аксиологически-гносеологические знаки культуры. Реконструируя интенсиональные поля мифологем-артефактов, можно таким образом воссоздать макротекст: КМ и идиостиль поэта, идиостиль эпохи и культурологические парадигмы того или иного этноса.
В некоторых мифологемах структура интенсионального поля реконструируется следующим образом: доминантой интенсионального поля мифологемы "корабль" является двухфокусный дескриптор, входящий в исконную народнопоэтическую комплементарную парадигму, "символ счастья, мечты", в контексте которого дешифруются другие мифосимволические дескрипторы периферии интенсионального поля мифологемы, отражающие как христианскую мифосистему (психологический асссоциатив "материализованное духовное тело"), так и собственно блоковскую парадигму (как "стихийный хронотоп", реализуемый чаще всего в мире сомкнутых пространств).
Центральная для идиостиля А.Блока мегамифологема пути исследована посредством локусно-артефактной актуализации: образы из мира вещей парадигматически классифицированы по принципу "начало пути" – "путь" – "центр пути". Все проанализированные образы модели из мира вещей модифицируют семантику обычного артефакта и не просто символизируются и семиотизируются, выходя за рамки антропоцентрической системы, а адаптируются в особенных панхронотопических текстовых мирах, смыкающих времена и пространства, и эксплицируют при этом свою амбивалентность. Характерным для блоковской текстовой импликации является вертикальная проекция целого ряда архитектурных видов "дома ", наиболее связанных с идеей пути, что соотносится с этническими славянскими представлениями о модели мира. В основе пересечения горизонтально-вертикальных парадигм находится экспликатема "изба", связанная с русской народнопоэтической ипостасью мифологемы "дом", что свойственно идиостилю Блока. Именно "изба" (стереотипно наиболее "заземлённая") ритуально сакрализует всё "околодомное" пространство, совмещая в себе аниматические микро- и макроцентры, таким образом космологизируя "опредмеченные" и "очеловеченные" локусы.
Ритуал приобщения к космосу воспроизводят и маргинальные объекты-атрибуты "дома" – "окно", "дверь", "стена". Во время реконструкции парадигмы мифологем, кроме заимствованного и этнического макротекста, дешифруется парадигма специфического блоковского мифа, в которой значительное место занимает спектр "стихийных хронотопов": все образы-мифологемы ощущают на себе влияние космических и природных стихий, объективированных в полимирах художественных текстов, следовательно, проходят ряд дескрипторных преобразований: от простого атрибута реального мира до символа, знака, предвестника и – в итоге – до своеобразного хронотопа.
Одной из стилистических особенностей мифологем в художественных текстах А.Блока является их способность трансформироваться из образов-символов в хронотопы (такой механизм мы наблюдаем при исследовании мифологем "зеркало" и "книга"), что обогащает и дополняет понимание данных образов в русской национальной художественной картине мира.
Амбивалентный хронотоп "зеркала" эксплицирует процесс познания, верификации бытия, в результате которого ретроспектируется аксиологическая потенциальность смотрящего в зеркало.
Номинативно-ономасиологическая функция "вещания будущего", которой наделены мифологемы, актуализирующие сам путь, становятся текстовыми ориентирами, векторами "истинного пути", инкарнирующими вечное во мгновенном, будущее и прошлое в настоящем, концептуализируя бытие. Сакральные артефакты, представленные в текстах Блока мифологемами, очерчивающими сам путь, реализуют медиативно-теургическую программу креативного бытия.
Проанализированные образы из мира вещей проходят путь от профанического артефакта к сакральному онтологическому объекту, ориентируясь на "центр" пространства, представленный в текстах А.Блока христианским топосом храма и звуковым вселенским центром – "колоколом". Данные мифологемы совмещают в себе космологические центры: "храм" одновременно священный пространственно-временной и онтологически-аниматический локус, моделирующий "своё", божественное, пространство. Демиургом (образом, принимающим на себя функции глашатая истины и предвестника будущего) в этническом текстовом пространстве А.Блока является "колокол", звукоколоративно дешифрующий этнический миф.
Образы-мифологемы в текстах функционируют как креаторы, моделирующие свои мифопространства. Кроме того, стилистически они проявляют себя на различных культурологических срезах: символов, знаков, предвестников, психологических ассоциативов, медиаторов, хронотопов, что говорит о многогранности этнического (в данном случае – русского) художественного образа в текстах А.Блока.
Проанализированные нами мифологемы Блока, свойственные русскому этнокультурному пространству, несут на себе основную функцию текстообразующих и смысловых элементов и являются ключевыми словами – символами мифопоэтической картины мира поэта.
К оглавлению Библиографическая
справка
©
Вишницкая Юлия Васильевна. Мифологемы Александра Блока в русском
этнокультурном пространствеДиссертация
на соискание ученой степени кандидата филологических наук.
– Киев, 2003. Институт языковедения имени А.А.Потебни Национальной
академии наук Украины. Научный руководитель - Озерова Нина Григорьевна,
доктор филологических наук, профессор
При
оформлении страницы использован фрагмент работы Эдуарда
Берн-Джонса "Принц вступает в заросли шиповника"
Репродукция
взята с сайта www.elibron.com