Юлия
Васильевна Вишницкая
МИФОЛОГЕМЫ
АЛЕКСАНДРА БЛОКА В РУССКОМ ЭТНОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Диссертация
на соискание ученой степени кандидата филологических наук
Раздел 2. Часть 1. Мифологемы, актуализирующие "начало пути"
§ 2. Атрибуты "дома"
2
.1 Метанаучное осмысление мифологем "окно", "дверь", "порог": фоново-культурологический и этнический мифы
Для сохранения домом его статуса необходимо наличие входа и выхода, которые обуславливают два вида связи жилища с внешним миром: регламентированную (осуществляемую через дверь) и нерегламентированную (через окно, дымоход и пр.) [см. 120: 282-285].
С входом в топографическом плане связана роль дверей и окон как источников дневного света, потому ориентировался вход на юго-восточную (солнечную) сторону.
Вход и выход манифестируют границу, которая всегда напряжена, принадлежит сразу двум мирам. Путь к "границе" – "дальний, опасный", ибо и сама граница – укреплена, часто – непроницаема. И поэтому дверь и окно призваны одновременно запирать границу, обеспечивать ее непроходимость, чтобы устранить нежелательные контакты, могущие навредить обитателям дома, и открывать ее в случае необходимости. Таким образом, маргинальные объекты, к которым принадлежат окно и дверь, являются и запором, и каналом связи между двумя мирами, причем – фильтрующими объектами, задерживающими нежелательные, пагубные интенции внешнего мира, ведь на границе двух миров (внешнего и внутреннего) концентрируются хтонические силы. Отсюда – особая семантическая напряженность входа/выхода, связанная с переходом.
Именно дверь и окно соотносятся с ритуалами перехода, с промежуточными обрядами ("очищения", "приобщения" и т.п.). (Да и сами окна и двери выступают объектами очистительных ритуалов: их обмывают, обкуривают, кропят святой водой) [см. 63: 23-28; 222: 147-148; 263].
Каким будет переход – от этого зависит качество двери (если дверь узкая, темная – переход опасный) и топографическая характеристика: обычно только главная дверь, освященная специальным ритуалом или же ориентированная в благоприятном направлении, является местом регламентированного перехода (некоторые обряды, например, средневековый – выносить покойника через окно, направлены на то, чтобы не осквернить вход, который должен остаться чистым); табуированным же знаком перехода становится потайная дверь. Так дверь, порог (как элемент двери), с которыми связаны обряды перехода (входа, ожидания, выхода), можно назвать средством и символом материализованного перехода.
Характерно, что данные объекты, манифестирующие границу, а значит – принадлежащие сразу двум пространствам, в зависимости от качества "открытости/закрытости" наделяются характеристиками объектов внешнего/внутреннего мира, т.е., по сути, разрушают свою двойственную, маргинальную природу. И потому связаны они и с миром космоса, и с миром потусторонним. Свободный выход символизируют, естественно, открытые двери, и ассоциируются прежде всего со смертью (а также и с браком, и с родами), с несчастьем или опасностью. И в то же время открытая дверь обеспечивает связь с внешним миром (так же как закрытая – защиту от него) в положительном аспекте: в христианской трактовке она обеспечивает вход в Царствие Небесное.
Окна, как и двери, соотносятся с идеей входа, проницаемости, связи жилища с внешним миром, но эта связь имеет специфический характер. Окно как око дома связывает жилище не просто с внешним миром, но с миром космическим, и прежде всего – с небесными светилами. Не случайны метафорические значения звезд как небесных окон, из которых смотрят ангелы, и солнца-окна, о котором в преданиях говорится как о всевидящем оке. Собственно, связь окно-солнце определила весь механизм ориентирования жилища [см. 18: 159-162].
Через окно осуществляется связь с миром мертвых (вспомним указанный средневековый обряд). Такая связь окон с идеей смерти становится более понятной, если учесть этимологию слова окно (ср. др.-исл. xesji "окно" и т.п.) и представления о смерти (или сне) как о закрывании глаз (ср. игру в "прятки", в основе которой лежит ритуальный образ смерти; универсальный мотив слепоты героя и ритуальный запрет смотреть (=выглядывать в окно), нарушение которого приводит к гибели; а с другой стороны – мотив смертоносного взгляда, который выводится из противоположных соотношений: открывание глаз – смерть (или сон) – закрывание глаз – жизнь [см. 209: 25-29].
Связь окон с иным пространством утверждается рядом табу: нельзя выливать воду (помои) в открытое окно, плевать, выбрасывать кости, кошку; нежелательно оставлять окна открытыми и не перекрещенными на ночь, так как через окна могут войти вредоносные хтонические существа [23: 81-143; 222].
С окном связывают две стандартные ситуации. Первая – "стоять (снаружи) под окном " – своеобразная формула с вполне определенным знамением: "быть нищим" и в то же время – "быть святым". Характерно, что пища, подаваемая в окно, всегда обладает сакральным значением (ср. обычай класть первый блин на окно "для родителей"). С мотивом жениха у окна тесно связана вторая стандартная ситуация: "сидеть (внутри) под окном", которая чаще всего дешифруется как "быть девушкой, невестой" и репрезентирует состояние ожидания.
Все эти значения окон поддерживаются их особыми пространственными характеристиками: не принадлежат ни одному из миров (невзирая на их маргинальность и функцию границы, связи): сравните приведенную Т.В.Цивьян загадку "Ни в доме, ни снаружи, ни в небе, ни на земле").
Дверь и окно служат объектами магических действий (прежде всего – защитных). Данная функция реализует значение оберега (а оберег – это всегда выделенность, потому вход и выход в доме декоративно украшаются). Охранительная магия касается не просто, скажем, двери в целом, а ее частей: порога, косяков, дверных петель, замочных скважин. Причем обереги – не только с внешней стороны дома (порог кропят кровью, свежей водой, косяки натирают благовониями, к ним подвешивают различные сакральные предметы: ветки колючих кустарников, обломки серпов, ножи, религиозные венки, букеты и пр.; христианские символы: крест, свечу), но и с внутренней (перевернутая вверх прутьями метла, ухват, топор, нож и другие острые металлические предметы). Кроме того, существовал целый ряд мотивов отпугивания злых сил: "звуковые" охранительные ритуалы: о двери били глиняную посуду, привязывали полено, трещотку; "хтонически-колоративные": мазали дверь дегтем, грязью и пр.
Таким образом, дверь и окно были обрядовыми, сакрализованными локусами. К месту входа и выхода из жилища приурочено большое число ритуальных действий, связанных, главным образом, с социальными контактами (у дверей хозяева встречают и провожают соседей, гостей, ритуальных посетителей). Не вызывает удивления поэтому особенная знаковая природа дверей и окон, их функция быть предвестниками. Так, вестям, полученным через окно, приписывается специфическое значение. Как правило, они связаны с резкими переменами в жизни человека, услышавшего эти вести.
Предметом поклонения, жертвоприношения был и порог, вблизи которого, предполагали, находится домашний дух, покровитель семьи. Поэтому, чтобы не причинить вреда и не обидеть духа, оберегающего дом, на порог не принято плевать.
Порог был рубежом древнейшего рода – обстоятельство, долго так или иначе выражавшееся в обрядах: около порога совершалось множество обрядов, имевших целью освятить и укрепить брачный союз, придать ему важное и нерушимое значение. Хотя обрядами объединения в собственном смысле слова обряды порога не являются. Они – лишь обряды подготовки к объединению (вспомним обычай останавливаться перед порогом дома, прочитав краткую молитву.) А предшествуют им, в свою очередь, обряды приготовления к промежуточному состоянию. Таким образом, "переступить порог" означает приобщиться к новому миру, ибо дверь – это уже рубеж: между чуждым миром и миром домашним. Поскольку дверь изнутри дома символизировала уход из "своего" пространства, то при уборке нормальным считалось мести сор от дальней стены и углов к двери.
Читать дальшеК оглавлению Библиографическая
справка
©
Вишницкая Юлия Васильевна. Мифологемы Александра Блока в русском
этнокультурном пространствеДиссертация
на соискание ученой степени кандидата филологических наук.
– Киев, 2003. Институт языковедения имени А.А.Потебни Национальной
академии наук Украины. Научный руководитель - Озерова Нина Григорьевна,
доктор филологических наук, профессор
При
оформлении страницы использован фрагмент работы Эдуарда
Берн-Джонса "Принц вступает в заросли шиповника"
Репродукция
взята с сайта www.elibron.com