Самюэл
Батлер
Четвертая
сессия традиционных первоапрельских чтений Национальной музыкальной
академии Украины им. П.И.Чайковского "Из музыковедческих маргиналий"
посвящена 95-летию киевского зоопарка и 90-летию Киевской консерватории.
Совмещение этих двух дат – знаменательных в жизни каждого из
нас – и определило тему нынешнего симпозиума: "Зоопространство
музыки".
Неверно
думать, что совпадение этих двух юбилеев – чисто случайный фактор.
Ведь не совпал же юбилей консерватории с юбилеем Троицких бань,
кондитерской фабрики или почтамта! В совпадении "именин" зоопарка
и консерватории (с небольшим старшинством первого) заключен
глубокий внутренний смысл, который просто не осознавался нами
в силу снобизма, свойственного человеку, самозванно провозгласившего
себя царем природы и считающего, что все в мире исходит от него,
благодаря ему и для него. Но вспомним: ведь те, кого мы называем
"братьями нашими меньшими", созданы раньше человека. Т.е. они
нам не "меньшие", а старшие братья! И именно им – обязана своим
рождением музыка, возникшая – по одной из теорий – из
любовных зовов животных! Причем это прямое родство проявляется,
видимо, не только на интонационном, но и на жанровом уровне.
Так, современные ученые пишут, что киты, отправляясь
зимой в южные моря для выведения потомства, во время этой массовой
миграции поют хором! Представляете, какие любовные кантаты
звучат в океанических глубинах! Нерасторжимая связь музыки и
животного мира проявляется, в частности, и в том, что ученые
в своих толкованиях музыки – с древнейших времен! – ищут сравнения
не в мире людей, а в мире животных. Вот Платон: "музыка
воодушевляет мир, снабжает душу крыльями". Не случайно,
таким образом, и то, что самыми благодарными слушателями Орфея
были мирно внимавшие ему звери, а не люди, разорвавшие его.
(Это были фракийские дамы. Позже, поняв, что подобная уголовщина
– тем более групповая – не украшает их моральный облик, люди
приписали преступление вакханкам).
Словом,
справедливость (т.е. осознание неразрывной связи музыки с животным
миром) должна быть восстановлена. И процесс, как говорил Горбачев,
пошел, но не со стороны академической науки, а так сказать,
снизу – со стороны "пипла" (people’a) и тех, кто стряпает для
него "музыкальную" пищу. Примеры – появление поп-групп "Зоопарк",
"Зимовье зверей", "Братья Гадюкины". Или группа "Звуки му",
где в этом ласкающем слух фанатов "му" – им чудятся и
звуки му-зыки, и страстное бельканто парнокопытных. Сегодня
мы попытаемся исправить перекос и повернуть научное музыкознание
лицом к этой важной проблеме.
Итак, это
было обоснование темы и ее актуальности. Ясны объект и предмет
исследования. Необходимо уточнить дефиниции и выстроить понятийный
аппарат.
Пространство.
Это понятие используется нами и в его материальном,
и в концептуальном значении. Т.е. как форма бытия
материи – с протяженностью, структурностью, сосуществованием
и взаимодействием элементов, многообразием структурных уровней;
и – как логически мыслимая форма, служащая средой, в
которой так или иначе могут проявлять себя изучаемые объекты
и явления. Моя задача – обозначить эти структурные уровни и
логически мыслимые формы.
Первая
из них – казалось бы известная, а в действительности в научном
плане почти не разработанная, – это, так сказать, животное
население музыкальных произведений. Здесь
можно выделить целые зоологические отрасли – ихтиологию, орнитологию,
энтомологию и т.д. Классификацию музыкального животного мира
можно осуществлять по национальным школам – и тогда говорить
о национальных заповедниках с уникальными объектами,
национальных животноводческих парках; а можно – по индивидуальным
стилям – тогда речь будет идти о фауне. У одних она разнообразна
– скажем, музыкальная фауна Римского-Корсакова, где представлены
практически все виды животного мира. Другие более избирательны,
как, к примеру, Мессиан, специализирующийся на орнитологии.
При этом
иные из зоо-объектов пользуются особой популярностью у композиторов.
Например, отряд насекомых. Эти симпатичные создания,
которым народ дал ласковое название гнус, проникают абсолютно
всюду – во все музыкальные эпохи, стили, и не только в силу
малых размеров, но и, видимо, благодаря своей музыкальности
и разнообразию тембровых, регистровых, агогических возможностей.
Они звенят, гудят, жужжат, стрекочут, скрипят, пищат, стучат
и даже чирикают. Не случайно во многих странах – и в древности,
и сейчас – в клетках вместо птиц содержат самцов поющих насекомых:
сверчков, кузнечиков, цикад (их самки не поют, что дало повод
греческому поэту Ксенарху не без язвительности заметить: "Счастлива
жизнь цикад, так как у всех у них безголосые жены"). Поэт Уолт
Уитмен – поклонник цикад и зеленых кузнечиков – сравнивал их
"хроматические трепетные крещендо" с медным гудом, ударами цимбал,
вихревым движением метательных колец и (видимо, чтобы быть понятым
не только музыкантами) – с добрым старым вином ("Листья травы").
Энтомологическая
отрасль музыки будет сегодня представлена в специальном докладе,
но вот в качестве анонса некоторые примеры. 2 марта 1897 года
на экстренном симфоническом собрании Киевского отделения РМО
исполнялась "Любовная сцена" из музыки Иванова к пьесе Полонского
"Кузнечик-музыкант". Это тот Иванов, который прославился не
столько как композитор, сколько как музыкальный критик, рецензент
"Нового времени" – и то во многом благодаря Стасову, озаглавившему
одну из своих статей "Этот бедный, жалкий Иванов". Кузнечик
этот, видимо, был у Иванова размером с крупное млекопитающее,
а может, любовь довела его до такого состояния. Во всяком случае,
строгий киевский критик Чечотт писал: "В этой пьесе, массивно
инструментованной, никак нельзя усмотреть иллюстрацию сцены
из жизни насекомых" (Жизнь и искусство, 6.03.1897).
Любовь
слушателей к музыкальным членистоногим зафиксирована во многих
документах. К примеру, в знаменитом творении Ильфа и Петрова
читаем: "За вход в "Цветник" взяли десять копеек. В "Цветнике"
было много музыки, много веселых людей и очень мало цветов.
Симфонический оркестр исполнял в белой раковине "Пляску комара"
(И.Ильф, Е.Петров. 12 стульев, Золотой теленок. М. Панорама,1995,
с. 368). В "Пляске комара", конечно, угадывался хит эстрадных
симфонических концертов "Полет шмеля" Римского-Корсакова. С
этим же произведением, кстати, связана одна из тонкостей работы
советской цензуры: "Полет шмеля" нельзя было передавать по радио,
когда кто-нибудь из руководителей партии и правительства куда-нибудь
летел (см. Звезда, 2002, № 12, с. 209).
Еще одна
форма концептуального зоопространства музыки – рецензии.
В своих откликах на концерты критики сплошь и рядом модулируют
в область зоологии. К примеру, в отзывах на исполнение в Киеве
в 1898 году "Феи Маб" Берлиоза рецензенты дружно соревновались
в идентификации персонажей скерцо. Вот Тон (под этим псевдонимом
скрывался будущий первый директор Киевской консерватории, а
тогда директор музыкального училища – В.В.Пухальский): Берлиоз
"с гениальной смелостью применил звукоподражание тому разнообразному
шелесту, жужжанию и свисту, который слышится
в лесу и в поле в летнюю ночь" (Киевлянин, 16.12.1898). В.Чечотт
конкретизирует, что это "мириады насекомых жужжат и движутся"
(Киевское слово, 19.12.1898). А.Каневцов уточняет: "стройное
жужжание мелких насекомых" (Жизнь и искусство, 15.12.1898).
Понятно,
что в рецензиях на произведения Вагнера фигурируют животные
других весовых категорий: "Контрабасы рычат, аки львы
и бегемоты, кларнеты и гобой стрекочут как попугаи
и отчасти как мартышки./.../ Так называемая музыка Вагнера
наводит на мысль о зверинце" (Киевское слово, 22.06.1896).
Коль речь
зашла о газетах вековой давности, нельзя не отметить, сколь
тесно в них соседствуют животный и музыкальный мир. Имею в виду
рекламные полосы киевских газет. Это, как и сейчас, увлекательное
чтение, которое будит мысль и желания. Наряду с рекламой книги
"Гигиена неврастеника" и пива акционерного общества "Шопен"
(в музыковедении, кстати, не прояснено – любил ли Шопен пиво),
призывами типа "Долой подтяжки и пуговицы! Требуйте здоровый
эластично-пружинистый брюкодержатель" (Киевлянин, 1.11.1898),
или "Высшего качества свежие струны!" – публикуются вперемежку,
рядом объявления о продаже роялей и коров, аттестованных
жеребцов и фисгармоний, молодых свиней, щенков и органа "за
умеренную цену, поющего 20 штук" (имеется ввиду, конечно, оркестрион).
"Молодая образованная особа" предлагает уроки музыки и тут же
рядом помещены воззвания найти пропавшего желто-пегого молодого
пойнтера. Или такого рода сообщение: на вокзале обнаружена "целая
партия соловьев – 150 в лубочных коробках. Увидев полицейских,
птицеловы сбежали. Соловьи выпущены в Ботанический сад" (Киевлянин,
29.04.1896). Роялей и коров в объявлениях особенно много (причем
указаны адреса, и все это не какие-нибудь пригороды, а самый
центр – Крещатик, Прорезная, Театральная, Софиевская и т.п.).
Создается впечатление, что все киевляне пасли коров, а в свободное
время упражнялись на фортепьяно. В подтверждение такому – не
просто соседству, а взаимопроникновению музыкального и животного
миров – объявления такого рода: "На Бульварно-Кудрявской улице
(нынешняя Воровского – Е.З.) продается молодая молочная голландская
корова, новые столовые часы белого мрамора и фортепьяно" (Киевлянин,
3.06.1865). Или – "Продается рояль подержанный венской работы,
фаянсовая посуда и хомуты на Бульварной улице" [теперь бульвар
Шевченко – Е.З.] (Киевлянин, 28.06.1869).
Одно из
самых таинственных проявлений концептуального зоо-пространства
музыки – имена и фамилии. Это абсолютно
неисчерпаемая и нетронутая тема для исследований! Стал бы Крыса
выдающимся скрипачом, если бы не был Крысой? Насколько фамилия
влияет на творческий потенциал музыкантов? На их стиль и метод?
Случайно
ли преобладание птичьих фамилий у композиторов. Уилъям Бёрд
(в переводе с английского – птица), Евгений Птичкин. В последнем
случае фамилия вполне соответствует направлению творчества:
"Ромашки спрятались, закрылись лютики" и другие песни – все
о любви. Или вот семейство королей вальса – Штраусов (по-нашему
– страусов). А ведь страус – самая танцующая птица! Зрелище
страусиных брачных танцев, когда эти малышки ростом до двух
с половиной метров выделывают изящные па, – впечатляет своей
хореографией. Но вот Рихард Штраус ... Может, он связан с какими-то
другими страусами – мутантами? Хотя и у него есть вальсовые
"прорывы" в "Кавалере роз", в "Сбитых сливках"... А Хуго Вольф
(т.е. волк)? А наш доморощенный – Полоз? А какое разнообразие
"звериных" фамилий у исполнителей! Пианисты Кот и Кішка, дирижеры
Рыб и Птица, скрипачи Котек и Жук, певец Баран, в Германии –
целая популяция Фуксов (т.е. лис). Я уже не говорю о производных
– Козловский, Медведев, Ершов. А Зверев? Случайно ли у этого
строгого учителя Рахманинова и Скрябина такая "зверская" фамилия?
А обратили внимание, каким изобилием отличаются наши фортепьянные
кафедры: Козлов, Воробьев, Снегирев, Лебедев, Гусев. Даже Рябов
имеет аллюзийное – птичье свечение (от Курочки Рябы). Интересно,
что в фамилиях музыковедов преобладает явный энтомологический
уклон: Комарова, Муха, Тараканов (ох, как тут могут потешить
душу композиторы!). Есть, конечно, и среди музыковедов исключения:
Ламм (с нем. –ягненок), Соколы и Орловы...
Если обратиться
к реальному, материальному зоо-пространству, то здесь тоже немало
тем, например:
Роль
животных в жизни композиторов. Одни любят собак (как
Рахманинов), другие – кошек (как Лятошинский). Каковы творческие
последствия этих содружеств?
Участие
животных в музыкально-зрелищных мероприятиях. Скажем,
образ лошади в спектакле "Борис Годунов" в постановке Большого
театра, где в финале Самозванец выезжает на сцену верхом на
белом коне. Или – роль собачки в "Даме с собачкой" Родиона Щедрина.
Злые языки утверждали, что это лучшая роль в балете. Или – из
истории: кошка как одна из виновниц провала премьеры "Севильского
цирюльника" Россини (существует версия, что её появление на
сцене в финале 1 акта вызвало дополнительную порцию свистков
и улюлюканья). Кстати, и мы – из нашей нынешней жизни – можем
привести аналогичный пример. Те, кто в прошлые годы был постоянным
слушателем концертов в Доме ученых, хорошо помнят черного кота,
который невозмутимо разгуливал по сцене во время исполнения,
спускался в зал и изучал содержимое сумок, неосмотрительно поставленных
на пол. Одиссеи этого любознательного животного вызывали искренний
интерес аудитории, а в концертах современной музыки создавали
атмосферу хэппенинга.
А вот еще
один исторический пример взаимодействия животного и музыкального
миров в реальном пространстве. После пожара, случившегося в
киевском оперном театре в 1896 году, декорации спектаклей были
сложены для хранения в каменный сарай. Поскольку строился новый
театр и старые декорации не соответствовали его размерам, они были выставлены на торги. На них явился только один
человек – директор Шато-де-флер Кульчицкий. Предложенную им
сумму посчитали слишком маленькой, и декорации оставили в сарае.
В 1898 году продавать уже было нечего, т.к. все декорации были
съедены крысами.
Мною были
названы лишь некоторые возможные аспекты изучения этой важной
и поистине необъятной темы. В её исследование должны включиться
все музыковеды, ибо открытия, которыми она чревата, безусловно
обогатят все отрасли музыкознания.
Елена
Зинькевич