На главную страницу "История с географией" Выпуски журнала 1996-2004 гг. Последний номер - 1/2004 г. Новый номер - 1/2005: "Я" и "Другой" Здесь могла быть Ваша статья Алфавитный список статей Наши авторы Параллели и меридианы Добавить свой сайт Анонсы, объявления, новости Добавить новость или объявление Новый ресурс по семиотике!!! "Не ходите сюда, пожалуйста!" Наши проблемы Гостевая книга "Я к вам пишу...": green_lamp@mail.ru borisova_t@rambler.ru Эти же адреса можно использовать для контактов с нашими авторами Сюда же можно присылать статьи на темы, имеющие отношение к направлению журнала ("чистая" семиотика, семиотика культуры, культурология, филология, искусствоведение и т.п.). Как стать нашим автором? Стать нашим автором очень просто. Нужно взять свой текст в формате Word или (что еще лучше) HTML и прислать по одному из адресов "Зеленой лампы". Особо хотим подчеркнуть, что у нас нет "своего круга" авторов, мы открыты для всех. (Но и своих постоянных авторов очень любим). Нет ограничений и на объем статьи, на количество статей одного автора, помещаемых в номер. Главные критерии при отборе материала - профессионализм, талант, "блеск ума и утонченность чувств" авторов, соответствие теме номера (кстати, темы можно предлагать, возможно, именно ваша статья и предложит тему одного из следующих номеров). Единственная просьба - не присылать материалов просто для "факта публикации": у нас есть смешные устремления к "гамбургскому счету" - свободному научному общению без каких бы то ни было конъюнктурных соображений... Ну и - ждем вас! Пишите! Когда, уничтожив набросок,Ты держишь прилежно в уме Период без тягостных сносок, Единый во внутренней тьме, И он лишь на собственной тяге Зажмурившись, держится сам, Он так же отнесся к бумаге, Как купол к пустым небесам. Осип Мандельштам. Восьмистишия (№ 6)
|
ОБРАЗ ЖИЗНИ КАК СТИЛЬ"Искусство и действительность - два противоположных полюса, границы
пространства человеческой деятельности.
В
пределах этого пространства и развертывается все разнообразие
поступков человека. Хотя объективно искусство всегда тем или
иным способом отражает явления жизни, переводя их на свой язык,
сознательная установка автора и аудитории в этом вопросе может
быть троякой.
Во-первых, искусство и внехудожественная реальность рассматриваются
как области, разница между которыми столь велика и принципиально
непреодолима, что самое сопоставление их исключается. <...>
Второй подход к соотношению искусства и внехудожественной реальности
заключается во взгляде на искусство как на область моделей и
программ. Активное воздействие направлено из сферы искусства
в область внехудожественной реальности. Жизнь избирает себе
искусство в качестве образца и спешит "подражать" ему.
В-третьих, жизнь выступает как область моделирующей активности
- она создает образцы, которым искусство подражает. Если во
втором случае искусство дает формы жизненному поведению людей,
то в третьем - формы жизненного поведения определяют поведение
художественное, особенно сценическое.
Сознавая всю условность такой характеристики, можно сопоставить
первый случай с классицизмом, второй - с романтизмом и третий
- с реализмом".
Эти
слова Ю.М. Лотмана из главы "Искусство жизни" "Бесед о русской
культуре" (Санкт-Петербург: Искусство-СПБ, 1994) - своеобразный
"Первоисточник" к этому номеру "Зеленой лампы". И одновременно
- повод для дальнейших размышлений о "жизнеустройстве" и "жизнестроительстве".
Потому что в действительности не существует ни одного из этих
подходов в чистом виде (и это прекрасно осознавал сам Лотман),
что особенно актуально на нынешнем этапе нашей "пост-постмодернистической"
жизни, безжалостно смешавшей все краски, стили и подходы. Единственное,
что остается неизменным, - функционирование определенных моделей
жизни и искусства (кого бы кто из этой пары ни "моделировал").
Это хорошо видно на примере компьютерного художественного творчества
(особенно живописи), самоаттестующегося как архисовременное,
новое, небывалое (сомневающимся предлагаем вспомнить "картинки"
в Интернете). На деле там сплошь и рядом находишь и "средневековье",
и "каменный век", и золотую пыль века "золотого"... Это изделия,
сошедшие с "конвейера имени Сальвадора Дали" и простодушно выдаваемые
за высокое футуристическое искусство. Или, например, та же реклама,
кровное родство которой с архаическими мифами не доказывал из
ученых только ленивый... Или - наоборот - при взгляде из дня
сегодняшнего: чем иным, кроме как имиджмейкерством, можно назвать
некоторые "причуды" древних китайских поэтов, философов, ученых?
Один из них смотрел на нежеланного (недостойного, суетного,
тщеславного и т.п.) посетителя закатив глаза, белками (мол,
не желаю впускать через глаза в свое сознание ничтожные предметы).
Другой - искусный каллиграф монах Хуай Су из Чанша, - "в совершенстве
постигнув премудрость иероглифической скорописи", "собрал однажды
все свои кисти, зарыл их под холмом и назвал этот холм "Могилой
кистей" (М.Басманов).
Правда, и с "моделированием" не так уж гладко обстоят дела. По
этому поводу можно вспомнить ироническое замечание Яльмара Седерберга
о том, что появление "Страданий молодого Вертера" вызвало целую
волну самоубийств среди молодежи, но не среди поэтов, предпочитающих
решать свои жизненные проблемы другим, менее радикальным способом:
"... едва ли во всей мировой литературе сыщется поэт - подлинный,
большой поэт, который бы лишил себя жизни из-за несчастной любви.
У них иные против нее средства. Их страданья разрешаются лирическим
циклом, романом либо пьесой. Возьми "Вертера". У Гете в юности
случилась несчастная любовь, и он написал роман, заключив его
самоубийством героя. Роман вызвал целую эпидемию самоубийств,
но - как бы не так - не среди поэтов!". Так что, применительно
к рассматриваемой проблеме, можно смело использовать одну из
наиболее употребительных фраз последнего времени: "возможны
варианты".
Вот
этому разнообразию вариантов взаимоотношений-взаимоотражений
жизни и искусства и посвящено нынешнее заседание "Зеленой лампы".
Тамара Борисова
|
|