ПОЧЕМУ "ЗЕЛЕНАЯ ЛАМПА"?
Признаться, мы очень долго думали, как назвать журнал. Ведь название
должно отражать суть издания, его цели и отличительные особенности,
представлять собой емкое понятие, которое может быть выражено
каким-нибудь символом или эмблемой.
А
самая большая ответственность перед будущим журналом заключалась
в том, что имя, по Флоренскому, - это судьба.
Судьбы журналу хотелось счастливой.
Тем
более, что он того стоил: ведь издание, посвященное проблемам
культуры и предназначенное учащей и учащейся аудитории, имело
некие мечтательные устремления к "большому", "гамбургскому"
счету (как рассказывал Шкловский, некогда борцы, выступая
перед публикой, в целях "политических" могли поддаваться более
слабому противнику. Но периодически они все собирались в указанной
географической точке и сражались "по-настоящему", не руководствуясь
никакими конъюнктурными соображениями, чтобы знать, "кто есть
кто" на самом деле).
Журнал, свободный от конъюнктуры какого бы то ни было типа, задуманный
как "свободное общество свободно собравшихся людей" - собравшихся
для обсуждения интересных вопросов культуры, для обмена научными
и художественными мыслями, - требовал "говорящего" названия.
И
мы подумали, что лучшего названия, чем "Зеленая лампа", для
издания подобного типа быть не может. Укорененность в традиции,
культуре, свобода в общении, "блеск ума и утонченность чувств"
авторов, не связанных никакими обязательствами перед своими
читателями, кроме необходимости быть яркими, оригинальными,
умными, талантливыми и интересными, "эмблематичность" и "символичность"
- все это есть в нашем (и не только нашем - общекультурном!)
названии.
Членом общества "Зеленая лампа" некогда был Пушкин (правда, по
причине юного возраста получил он прозвище Сверчок, и положено
ему было сидеть за печкой, но все же...). Раз в две недели -
по субботам - в доме Всеволожского на Екатерингофском проспекте
собиралась "золотая" дворянская молодежь. Читали стихи, обсуждали
литературные произведения, театральные постановки. Все члены
кружка носили кольца с изображением зеленой лампы, своим светом
знаменовавшей Свет надежды.
Общества, образованные по типу "Зеленой лампы" пушкинских времен,
существовали и до того, и после. Среди известных нам "до" -
"Арзамас", "Беседа" (это если не учитывать традиций древних
вести философские беседы "по поводу и без повода").
"После" была по крайней мере еще одна "Зеленая лампа" - мережковско-гиппиусовская.
И великое множество "советских" "зеленых ламп" (в том числе
и одноименных школьных кружков и журналов/стенгазет).
Так
что, как говорится, не мы первые, не мы последние...
Наша
"Зеленая лампа" (в типографском варианте) на первых порах была
рассчитана на читателей всех возрастов и вкусов. Однако от номера
к номеру она становилась все серьезнее и "научнее", и начиная
с 1997 года даже была включена ВАКом Украины в список профильных
изданий по трем "номинациям" (филология, искусствоведение, педагогика).
Затем редакции стало ясно, что никто "всерьез и надолго" не
собирается помогать неприбыльному изданию, выходившему "через
пень колоду" на спонсорские средства и буквально со второго
номера ставшему благотворительным.
Эта
весьма прозаическая причина чудесным образом совпала с "поэтической":
ВАК Украины сменил руководство и - соответственно - требования
к научным изданиям. Их в Украине из-за общего издательского
"коллапса" и без того было, как врачей в тайге, - "только аукни"
(остроумное "медицинское" наблюдение Ю.Роста). А новые "драконовские"
требования: непременно иметь в своем штате
целых пять (!) докторов наук по каждой
номинации - насмешив, подтолкнули к "роковому шагу". [Ну
не прокормить мне аж пятнадцать докторов! Я и так "в штате"
"у себя одна": учредительница, главредша, наборщица, корректорша,
верстчица, добытчица спонсорских денег, воительница с типографиями,
горячо отстаивающими свое право печатать свои черные квадраты
вместо моих черно-белых картинок... Теперь вот еще и "веб-мастер"...
- Т.Б.]
"Реальное", "бумажное" существование пришлось прекратить, целиком
переселившись в "виртуальные миры".
Что
опять же оказалось глубоко символичным: как известно, в семиотике
"виртуальный мир" синонимичен "возможному миру". Это вполне
научное понятие - и одновременно великолепный символ. Да и то
сказать: какая подлинная свобода возможна в реальном мире? (опять-таки
символ - но и вполне "реальное" семиотическое понятие с еще
одним научным синонимом - "актуальный мир").
И
что в конечном итоге пошло "Лампе" только на пользу: уж чего-чего,
а публикаций "ваковского толка" (ради одного лишь факта публикации
-" в зачет" при защите "диссера") в ней и без того почти
не было, а теперь и вовсе - "как врачей в тайге".
Начиная со второго номера мы стали делать тематические выпуски,
справедливо полагая, что всякую беседу нужно вести целенаправленно,
"с чувством, с толком, с расстановкой". Тема каждого номера
объявляется заранее, а в качестве "вектора" авторам и читателям
предлагается проспективная (опережающая) рубрика "Первоисточник",
содержащая цитату (цитаты) из произведений умных и авторитетных
людей. Таким образом, у всех участников каждого последующего
заседания есть возможность собраться с мыслями и силами.
И
последнее. Выходили (и продолжаем выходить - в Интернете) мы крайне редко и нерегулярно
(по причинам "прозаическим и поэтическим" - см. выше). Однако
выходим все-таки... Мало того: успели обзавестись еще и двумя
приложениями. Это научное приложение - журнал "Регулярный сад"
(название, функционирующее в культуре как символ рациональной
красоты) и экспериментальное - "Сад расходящихся тропок" (название,
отсылающее к Борхесу и символизирующее неисчислимые "возможности
вариантов").
Что
вселяет ... Что вселяет? - Ну-ка, милые, взгляните
повнимательней на свои руки. Нет ли там где-нибудь колечка с
изображением зеленой лампы, излучающей свет надежды?
Засим
позвольте, милостивые государи и государыни, с нижайшим поклоном
пригласить на первое (незамысловатое и наивное) и последующие
(чуть потолковее) заседания "Зеленой лампы" (см. "Первоисточник"
к следующему номеру и "первоисточники" к последующим).
Тамара Борисова