На главную страницу

"История с географией"

Выпуски журнала 1996-2004 гг.

Последний номер - 1/2004 г.

Новый номер - 1/2005: "Я" и "Другой"

Здесь могла быть Ваша статья

Алфавитный список статей

Наши авторы

Параллели и меридианы

Добавить свой сайт

Анонсы, объявления, новости

Добавить новость или объявление

Новый ресурс по семиотике!!!

"Не ходите сюда, пожалуйста!"

Наши проблемы

Гостевая книга

"Я к вам пишу...":

green_lamp@mail.ru

borisova_t@rambler.ru

Эти же адреса можно использовать для контактов с нашими авторами

Сюда же можно присылать статьи на темы, имеющие отношение к направлению журнала ("чистая" семиотика, семиотика культуры, культурология, филология, искусствоведение и т.п.).

Как стать нашим автором?

Стать нашим автором очень просто. Нужно взять свой текст в формате Word или (что еще лучше) HTML и прислать по одному из адресов "Зеленой лампы".

Особо хотим подчеркнуть, что у нас нет "своего круга" авторов, мы открыты для всех. (Но и своих постоянных авторов очень любим). Нет ограничений и на объем статьи, на количество статей одного автора, помещаемых в номер. Главные критерии при отборе материала - профессионализм, талант, "блеск ума и утонченность чувств" авторов, соответствие теме номера (кстати, темы можно предлагать, возможно, именно ваша статья и предложит тему одного из следующих номеров). Единственная просьба - не присылать материалов просто для "факта публикации": у нас есть смешные устремления к "гамбургскому счету" - свободному научному общению без каких бы то ни было конъюнктурных соображений...

Ну и - ждем вас! Пишите!

Когда, уничтожив набросок,

Ты держишь прилежно в уме

Период без тягостных сносок,

Единый во внутренней тьме,

И он лишь на собственной тяге

Зажмурившись, держится сам,

Он так же отнесся к бумаге,

Как купол к пустым небесам.

 

Осип Мандельштам.

Восьмистишия (№ 6)

 

 

 

ПОЧЕМУ "ЗЕЛЕНАЯ ЛАМПА"?

Признаться, мы очень долго думали, как назвать журнал. Ведь название должно отражать суть издания, его цели и отличительные особенности, представлять собой емкое понятие, которое может быть выражено каким-нибудь символом или эмблемой.

А самая большая ответственность перед будущим журналом заключалась в том, что имя, по Флоренскому, - это судьба.

Судьбы журналу хотелось счастливой.

Тем более, что он того стоил: ведь издание, посвященное проблемам культуры и предназначенное учащей и учащейся аудитории, имело некие мечтательные устремления к "большому", "гамбургскому" счету (как рассказывал Шкловский, некогда борцы, выступая перед публикой, в целях "политических" могли поддаваться более слабому противнику. Но периодически они все собирались в указанной географической точке и сражались "по-настоящему", не руководствуясь никакими конъюнктурными соображениями, чтобы знать, "кто есть кто" на самом деле).

Журнал, свободный от конъюнктуры какого бы то ни было типа, задуманный как "свободное общество свободно собравшихся людей" - собравшихся для обсуждения интересных вопросов культуры, для обмена научными и художественными мыслями, - требовал "говорящего" названия.

И мы подумали, что лучшего названия, чем "Зеленая лампа", для издания подобного типа быть не может. Укорененность в традиции, культуре, свобода в общении, "блеск ума и утонченность чувств" авторов, не связанных никакими обязательствами перед своими читателями, кроме необходимости быть яркими, оригинальными, умными, талантливыми и интересными, "эмблематичность" и "символичность" - все это есть в нашем (и не только нашем - общекультурном!) названии.

Членом общества "Зеленая лампа" некогда был Пушкин (правда, по причине юного возраста получил он прозвище Сверчок, и положено ему было сидеть за печкой, но все же...). Раз в две недели - по субботам - в доме Всеволожского на Екатерингофском проспекте собиралась "золотая" дворянская молодежь. Читали стихи, обсуждали литературные произведения, театральные постановки. Все члены кружка носили кольца с изображением зеленой лампы, своим светом знаменовавшей Свет надежды.

Общества, образованные по типу "Зеленой лампы" пушкинских времен, существовали и до того, и после. Среди известных нам "до" - "Арзамас", "Беседа" (это если не учитывать традиций древних вести философские беседы "по поводу и без повода").

"После" была по крайней мере еще одна "Зеленая лампа" - мережковско-гиппиусовская. И великое множество "советских" "зеленых ламп" (в том числе и одноименных школьных кружков и журналов/стенгазет).

Так что, как говорится, не мы первые, не мы последние...

Наша "Зеленая лампа" (в типографском варианте) на первых порах была рассчитана на читателей всех возрастов и вкусов. Однако от номера к номеру она становилась все серьезнее и "научнее", и начиная с 1997 года даже была включена ВАКом Украины в список профильных изданий по трем "номинациям" (филология, искусствоведение, педагогика). Затем редакции стало ясно, что никто "всерьез и надолго" не собирается помогать неприбыльному изданию, выходившему "через пень колоду" на спонсорские средства и буквально со второго номера ставшему благотворительным.

Эта весьма прозаическая причина чудесным образом совпала с "поэтической": ВАК Украины сменил руководство и - соответственно - требования к научным изданиям. Их в Украине из-за общего издательского "коллапса" и без того было, как врачей в тайге, - "только аукни" (остроумное "медицинское" наблюдение Ю.Роста). А новые "драконовские" требования: непременно иметь в своем штате целых пять (!) докторов наук по каждой номинации - насмешив, подтолкнули к "роковому шагу". [Ну не прокормить мне аж пятнадцать докторов! Я и так "в штате" "у себя одна": учредительница, главредша, наборщица, корректорша, верстчица, добытчица спонсорских денег, воительница с типографиями, горячо отстаивающими свое право печатать свои черные квадраты вместо моих черно-белых картинок... Теперь вот еще и "веб-мастер"... - Т.Б.]

"Реальное", "бумажное" существование пришлось прекратить, целиком переселившись в "виртуальные миры".

Что опять же оказалось глубоко символичным: как известно, в семиотике "виртуальный мир" синонимичен "возможному миру". Это вполне научное понятие - и одновременно великолепный символ. Да и то сказать: какая подлинная свобода возможна в реальном мире? (опять-таки символ - но и вполне "реальное" семиотическое понятие с еще одним научным синонимом - "актуальный мир").

И что в конечном итоге пошло "Лампе" только на пользу: уж чего-чего, а публикаций "ваковского толка" (ради одного лишь факта публикации -" в зачет" при защите "диссера") в ней и без того почти не было, а теперь и вовсе - "как врачей в тайге".

Начиная со второго номера мы стали делать тематические выпуски, справедливо полагая, что всякую беседу нужно вести целенаправленно, "с чувством, с толком, с расстановкой". Тема каждого номера объявляется заранее, а в качестве "вектора" авторам и читателям предлагается проспективная (опережающая) рубрика "Первоисточник", содержащая цитату (цитаты) из произведений умных и авторитетных людей. Таким образом, у всех участников каждого последующего заседания есть возможность собраться с мыслями и силами.

И последнее. Выходили (и продолжаем выходить - в Интернете) мы крайне редко и нерегулярно (по причинам "прозаическим и поэтическим" - см. выше). Однако выходим все-таки... Мало того: успели обзавестись еще и двумя приложениями. Это научное приложение - журнал "Регулярный сад" (название, функционирующее в культуре как символ рациональной красоты) и экспериментальное - "Сад расходящихся тропок" (название, отсылающее к Борхесу и символизирующее неисчислимые "возможности вариантов").

Что вселяет ... Что вселяет? - Ну-ка, милые, взгляните повнимательней на свои руки. Нет ли там где-нибудь колечка с изображением зеленой лампы, излучающей свет надежды?

Засим позвольте, милостивые государи и государыни, с нижайшим поклоном пригласить на первое (незамысловатое и наивное) и последующие (чуть потолковее) заседания "Зеленой лампы" (см. "Первоисточник" к следующему номеру и "первоисточники" к последующим).

Тамара Борисова

 

 



Хостинг от uCoz