Современное научное сознание, вконец "расшатанное" опытами постструктуралистов-деконструктивистов,
отличается все же одной крайне устойчивой "родовой чертой".
Оно ничему не удивляется. Все "понимает и прощает". Оно толерантно
и корректно. Полистилистично. Амбивалентно. Плюралистично.
Интертекстуально. Эклектично. Многовекторно...
Кстати, о последнем - о векторах. Постмодернистская теория договорилась
уже до того, что задекларировала взаимообратимость как обязательный
художественно-научный принцип, афористический смысл которого
содержится в постулате: не только психоанализ должен "помнить"
мифы прошлых эпох - а и древние мифы обязаны "знать" о будущем
опыте психоанализа (на конкретном примере: трагедия Софокла
"Царь Эдип" должна "учитывать" наличие такого фрейдистского
понятия, как "комплекс Эдипа").
Вот
так-то.
Поэтому, чувствуя своего рода "развязанность рук" в смысле научной
вседозволенности, мы и решили предложить своим авторам и читателям
эту тему (см. рубрику "Первоисточник").
А
в качестве визуальной иллюстрации позвольте показать работы
современной киевской художницы Людмилы Бруевич. Ее барочно-народно-архаичные
офорты таинственным образом превращаются
в архимодернистские произведения... стоит только сменить перспективу.
Смотрите сами: вот они представлены целиком (уменьшенная перспектива). А вот
- они же во фрагментах (небольшое увеличение). Ну, каково?
Следуя примеру авторов серии "Новая электронная музыка. "Расскажи
Чайковскому новости", мы тоже решили порадовать читателей
чем-нибудь новеньким и посвятили нынешнее заседание "Зеленой
лампы" обсуждению животрепещущей проблемы взаимодействия и
взаимопроникновения таких когда-то разных и несопоставимых,
а теперь "слившихся" почти что в "любовном экстазе" понятий,
как высокое искусство, авангард и массовая культура. И пусть
для кого-то из этой троицы (цитируя героиню известного
мультика, не будем говорить, для кого, хотя "это был слоненок")
эти тесные объятия являются уже едва ли не "удушающими", ничего
не поделаешь: искусство требует жертв. Да (забегая вперед),
массовая культура питается высоким искусством. Да, она "пьет
из него кровь". Но таковы жестокие законы дикой природы и
эволюции всего живого: жесткий "естественный" (до неестественности)
отбор, беспощадная, кровожадная охота, преследование, уничтожение
и "поедание" настигнутого противника (с последующим "перевариванием"),
разного рода "раз- и переразложение", "перекомпоновка", "бродильные"
процессы и процессы "гниения", "перестройка", "переделка",
"перековка", "переплавка" и прочие преобразования...
Как
провидел поэт (наверное, "проспективно" утешая высокое
искусство):
Иди
и гибни безупрёчно!
Умрешь недаром: дело прочно,
Когда под ним струится кровь...
Да
и то сказать (согласно закону "культурологического маятника",
а также теории "поднимающихся и опускающихся ценностей"):
если хорошенько "поскрести" нынешнее "высокое искусство",
можно с удивлением обнаружить под тоненьким слоем позолоты
"дикую" и "неотесанно-необработанную" фактуру , "суконное
рыло" "низкого жанра". Как в случае с когда-то "низким" романтически-
и реалистически-бытовым украинским театром, ныне называемым
"высоким" искусством, театром "корифеев". И обратный пример:
когда "высокая" культурная продукция вдруг низвергается в
пучину пошлости - как те злосчастные семь слоников на "мещанском"
комоде, которые, кстати говоря, сейчас, пройдя через "соц-артовскую"
"бетономешалку", опять поднимаются "наверх" (бетономешалка
как вариант "колеса Фортуны" - образ вполне в духе постмодернизма).
И
все же...
Все
же будем помнить о том, что ХХ век - это уже прошлый
век. А постмодернизм - прошедшее (или, по крайней мере,
уходящее) течение прошлого века. Потому что,
как нам рассказали наиболее "продвинутые" ученые, ныне мы
живем уже в эпоху постпостмодернизма (а в терминах
семиотической теории - постпостструктурализма и постдеконструктивизма),
что по закону отрицания отрицания дает... новую классику.
Рождение новой классической эпохи происходит на наших глазах.
Мы свидетели этого болезненного процесса. Потому что, как
сказал другой поэт (точнее, поэтесса, хотя применительно к
Ахматовой как-то язык не поворачивается "пускать" этот "шип
по-змеиному" - "эсса"):
Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как
желтый одуванчик у забора,
Как
лопухи и лебеда...
Это
она, сама того не ведая, и о массовой культуре сказала (неумолимый
закон векторной взаимообратимости соблюдаете?). Точнее,
о превращении массовой культуры в высокое искусство (да-да,
я не оговорилась, именно в этом направлении движение наметилось!
Помните известное "кулинарное" наблюдение: "Мы становимся
тем, что едим"?).
И
она же почти об этом же сказала в другом стихотворении (сказала
пронзительно-жестоко - и потому справедливо):
Когда погребают эпоху,
Надгробный псалом не звучит,
Крапиве, чертополоху [читай - МК! - Т.Б.]
Украсить ее предстоит.
И
только могильщики лихо
Работают. Дело не ждет!
И
тихо, так, господи, тихо,
Что
слышно, как время идет...
А
жестокосердные ученые, сидя в могильно-кабинетной тиши, "изживая
травму" (см. соответствующие работы по психоанализу),
еще и пишут "про это" научные статьи...
Вы
слышите, как больно в этой напряженной тишине царапают ду...
слух их бойко скрипящие, веселые перья?
Тамара Борисова