На главную страницу

"История с географией"

Выпуски журнала 1996-2004 гг.

Последний номер - 1/2004 г.

Новый номер - 1/2005: "Я" и "Другой"

Здесь могла быть Ваша статья

Алфавитный список статей

Наши авторы

Параллели и меридианы

Добавить свой сайт

Анонсы, объявления, новости

Добавить новость или объявление

Новый ресурс по семиотике!!!

"Не ходите сюда, пожалуйста!"

Наши проблемы

Гостевая книга

"Я к вам пишу...":

green_lamp@mail.ru

borisova_t@rambler.ru

Эти же адреса можно использовать для контактов с нашими авторами

Сюда же можно присылать статьи на темы, имеющие отношение к направлению журнала ("чистая" семиотика, семиотика культуры, культурология, филология, искусствоведение и т.п.).

Как стать нашим автором?

Стать нашим автором очень просто. Нужно взять свой текст в формате Word или (что еще лучше) HTML и прислать по одному из адресов "Зеленой лампы".

Особо хотим подчеркнуть, что у нас нет "своего круга" авторов, мы открыты для всех. (Но и своих постоянных авторов очень любим). Нет ограничений и на объем статьи, на количество статей одного автора, помещаемых в номер. Главные критерии при отборе материала - профессионализм, талант, "блеск ума и утонченность чувств" авторов, соответствие теме номера (кстати, темы можно предлагать, возможно, именно ваша статья и предложит тему одного из следующих номеров). Единственная просьба - не присылать материалов просто для "факта публикации": у нас есть смешные устремления к "гамбургскому счету" - свободному научному общению без каких бы то ни было конъюнктурных соображений...

Ну и - ждем вас! Пишите!

Когда, уничтожив набросок,

Ты держишь прилежно в уме

Период без тягостных сносок,

Единый во внутренней тьме,

И он лишь на собственной тяге

Зажмурившись, держится сам,

Он так же отнесся к бумаге,

Как купол к пустым небесам.

 

Осип Мандельштам.

Восьмистишия (№ 6)

 

 

 

ЧТО ТАКОЕ СТИЛЬ?

Только ради того, чтобы в очередной раз заявить: "Стиль - это человек", не стоило и затевать выпуск этого номера. Как сказал автор фундаментальнейшей книги, "отражающей неакадемический подход к истории стилей мирового изобразительного искусства" (натуральная - она же юмористическая - фраза из аннотации к "Стилям в искусстве" В.Г.Власова), понятие художественного стиля в силу его универсальности "имеет в наше время чрезвычайно широкий спектр значений, нюансов и ассоциаций". По словам автора словаря, "в этом кроется глубокий историко-культурный смысл. Стремление к строгой дефиниции, как это принято в области точных наук, может привести лишь к выхолащиванию, обеднению, схематизации специфического художественного содержания". И далее в тексте содержится чрезвычайно важное замечание: "Приходится мириться с тем, что тончайшие смысловые оттенки можно выразить в этой области лишь пространным словесным описанием, а то и вовсе прибегнуть к помощи поэтических и музыкальных аналогий". Вот эта точка и может стать для нас точкой соприкосновения, исходным пунктом собственных теоретических построений. Кроме того, что здесь "хотел сказать автор" (дискурсивные намерения), наличествует и то, что "сказалось само" (семиотико-нарративное исполнение). Ведь если сущность какого-то явления в живописи или архитектуре, его смысл можно передать при помощи слова или музыки, то, следовательно, имеет право на существование мечта о построении "универсальной теории кода", трактующей культуру как семиосферу.

В таком случае стилеобразующие элементы могут предстать в виде семиотико-нарративных и дискурсивных структур (более или менее оформившихся, закрепившихся, но находящихся в постоянном движении, развитии и "перегруппировке", по отношению к которым, как по отношению к другим живым организмам, работают законы генетики, законы рождения и умирания, "гниения" и "брожения", скрещивания и мутаций... Обнажить эти структуры можно несколькими способами, старыми как мир: "разборка" на составные элементы и обратная "сборка" (анализ плюс синтез); перенесение в инородную среду без оценочного снижения-возвышения, т.е. без бурлеска и травестии (структурное сходство произведений разных видов искусства); перенесение в инородную среду с бурлеском и травестией (пародия); наконец, гибридизация - если угодно, "химеризация" (постмодернистская разновидность пародии - искажение, разновидностью которого, в свою очередь, является коллаж).

Все перечисленные разновидности способов обнаружения стилеобразующих элементов представлены в этом номере "Зеленой лампы".

Однако это вовсе не означает умерщвления "живой и трепетной плоти" искусства. Этого не допустят авторы "Зеленой лампы", тщательно и бережно возделывающие свой сад. Они все очень разные, но каждый хорошо помнит и заветы "классиков" ("теория мертва", "лишь древо жизни пышно зеленеет"), и заветы представителей "неакадемического" подхода ("любая, даже самая остроумная "теоретическая модель" всегда меркнет рядом с "живым древом искусства" - В.Г.Власов). Между прочим, последний автор, столь частое цитирование которого сегодня оправдано темой номера, написал еще и такое: "О.Ренуар сказал как-то, что если картину можно объяснить, она уже не является произведением искусства. Вероятно, это так, но лишь по отношению к отдельному произведению. Собранные вместе, они предстают перед нами как целостная картина развития художественного мышления человека".

Надеемся, что такое "собрание" мнений и размышлений и получилось у нас сегодня.

Тамара Борисова

 

 

 



Хостинг от uCoz