На главную страницу "История с географией" Выпуски журнала 1996-2004 гг. Последний номер - 1/2004 г. Новый номер - 1/2005: "Я" и "Другой" Здесь могла быть Ваша статья Алфавитный список статей Наши авторы Параллели и меридианы Добавить свой сайт Анонсы, объявления, новости Добавить новость или объявление Новый ресурс по семиотике!!! "Не ходите сюда, пожалуйста!" Наши проблемы Гостевая книга "Я к вам пишу...": green_lamp@mail.ru borisova_t@rambler.ru Эти же адреса можно использовать для контактов с нашими авторами Сюда же можно присылать статьи на темы, имеющие отношение к направлению журнала ("чистая" семиотика, семиотика культуры, культурология, филология, искусствоведение и т.п.). Как стать нашим автором? Стать нашим автором очень просто. Нужно взять свой текст в формате Word или (что еще лучше) HTML и прислать по одному из адресов "Зеленой лампы". Особо хотим подчеркнуть, что у нас нет "своего круга" авторов, мы открыты для всех. (Но и своих постоянных авторов очень любим). Нет ограничений и на объем статьи, на количество статей одного автора, помещаемых в номер. Главные критерии при отборе материала - профессионализм, талант, "блеск ума и утонченность чувств" авторов, соответствие теме номера (кстати, темы можно предлагать, возможно, именно ваша статья и предложит тему одного из следующих номеров). Единственная просьба - не присылать материалов просто для "факта публикации": у нас есть смешные устремления к "гамбургскому счету" - свободному научному общению без каких бы то ни было конъюнктурных соображений... Ну и - ждем вас! Пишите! Когда, уничтожив набросок,Ты держишь прилежно в уме Период без тягостных сносок, Единый во внутренней тьме, И он лишь на собственной тяге Зажмурившись, держится сам, Он так же отнесся к бумаге, Как купол к пустым небесам. Осип Мандельштам. Восьмистишия (№ 6)
|
ЧТО ТАКОЕ СТИЛЬ?Только ради того, чтобы в очередной раз заявить: "Стиль - это человек",
не стоило и затевать выпуск этого номера. Как сказал автор фундаментальнейшей
книги, "отражающей неакадемический подход к истории стилей мирового
изобразительного искусства" (натуральная - она же юмористическая
- фраза из аннотации к "Стилям в искусстве" В.Г.Власова), понятие
художественного стиля в силу его универсальности "имеет в наше
время чрезвычайно широкий спектр значений, нюансов и ассоциаций".
По словам автора словаря, "в этом кроется глубокий историко-культурный
смысл. Стремление к строгой дефиниции, как это принято в области
точных наук, может привести лишь к выхолащиванию, обеднению,
схематизации специфического художественного содержания". И далее
в тексте содержится чрезвычайно важное замечание: "Приходится
мириться с тем, что тончайшие смысловые оттенки можно выразить
в этой области лишь пространным словесным описанием, а то и
вовсе прибегнуть к помощи поэтических и музыкальных аналогий".
Вот эта точка и может стать для нас точкой соприкосновения,
исходным пунктом собственных теоретических построений. Кроме
того, что здесь "хотел сказать автор" (дискурсивные намерения),
наличествует и то, что "сказалось само" (семиотико-нарративное
исполнение). Ведь если сущность какого-то явления в живописи
или архитектуре, его смысл можно передать при помощи слова или
музыки, то, следовательно, имеет право на существование мечта
о построении "универсальной теории кода", трактующей культуру
как семиосферу.
В
таком случае стилеобразующие элементы могут предстать в виде
семиотико-нарративных и дискурсивных структур (более или менее
оформившихся, закрепившихся, но находящихся в постоянном движении,
развитии и "перегруппировке", по отношению к которым, как по
отношению к другим живым организмам, работают законы генетики,
законы рождения и умирания, "гниения" и "брожения", скрещивания
и мутаций... Обнажить эти структуры можно несколькими способами,
старыми как мир: "разборка" на составные элементы и обратная
"сборка" (анализ плюс синтез); перенесение в инородную среду
без оценочного снижения-возвышения, т.е. без бурлеска и травестии
(структурное сходство произведений разных видов искусства);
перенесение в инородную среду с бурлеском и травестией (пародия);
наконец, гибридизация - если угодно, "химеризация" (постмодернистская
разновидность пародии - искажение, разновидностью которого,
в свою очередь, является коллаж).
Все
перечисленные разновидности способов обнаружения стилеобразующих
элементов представлены в этом номере "Зеленой лампы".
Однако это вовсе не означает умерщвления "живой и трепетной плоти"
искусства. Этого не допустят авторы "Зеленой лампы", тщательно
и бережно возделывающие свой сад. Они все очень разные, но каждый
хорошо помнит и заветы "классиков" ("теория мертва", "лишь древо
жизни пышно зеленеет"), и заветы представителей "неакадемического"
подхода ("любая, даже самая остроумная "теоретическая модель"
всегда меркнет рядом с "живым древом искусства" - В.Г.Власов).
Между прочим, последний автор, столь частое цитирование которого
сегодня оправдано темой номера, написал еще и такое: "О.Ренуар
сказал как-то, что если картину можно объяснить, она уже не
является произведением искусства. Вероятно, это так, но лишь
по отношению к отдельному произведению. Собранные вместе, они
предстают перед нами как целостная картина развития художественного
мышления человека".
Надеемся, что такое "собрание" мнений и размышлений и получилось
у нас сегодня.
Тамара Борисова
|
|