На главную страницу

"История с географией"

Выпуски журнала 1996-2004 гг.

Последний номер - 1/2004 г.

Новый номер - 1/2005: "Я" и "Другой"

Здесь могла быть Ваша статья

Алфавитный список статей

Наши авторы

Параллели и меридианы

Добавить свой сайт

Анонсы, объявления, новости

Добавить новость или объявление

Новый ресурс по семиотике!!!

"Не ходите сюда, пожалуйста!"

Наши проблемы

Гостевая книга

"Я к вам пишу...":

green_lamp@mail.ru

borisova_t@rambler.ru

Эти же адреса можно использовать для контактов с нашими авторами

Сюда же можно присылать статьи на темы, имеющие отношение к направлению журнала ("чистая" семиотика, семиотика культуры, культурология, филология, искусствоведение и т.п.).

Как стать нашим автором?

Стать нашим автором очень просто. Нужно взять свой текст в формате Word или (что еще лучше) HTML и прислать по одному из адресов "Зеленой лампы".

Особо хотим подчеркнуть, что у нас нет "своего круга" авторов, мы открыты для всех. (Но и своих постоянных авторов очень любим). Нет ограничений и на объем статьи, на количество статей одного автора, помещаемых в номер. Главные критерии при отборе материала - профессионализм, талант, "блеск ума и утонченность чувств" авторов, соответствие теме номера (кстати, темы можно предлагать, возможно, именно ваша статья и предложит тему одного из следующих номеров). Единственная просьба - не присылать материалов просто для "факта публикации": у нас есть смешные устремления к "гамбургскому счету" - свободному научному общению без каких бы то ни было конъюнктурных соображений...

Ну и - ждем вас! Пишите!

Когда, уничтожив набросок,

Ты держишь прилежно в уме

Период без тягостных сносок,

Единый во внутренней тьме,

И он лишь на собственной тяге

Зажмурившись, держится сам,

Он так же отнесся к бумаге,

Как купол к пустым небесам.

 

Осип Мандельштам.

Восьмистишия (№ 6)

 

 

 

МНОГОМЕРНОСТЬ АВТОРСКОГО АСПЕКТА В НАУЧНОЙ КОММУНИКАЦИИ

С точки зрения общенаучной онтологии аспект можно рассматривать как функционально значимую структурную единицу, отражающую относительно самостоятельный интегрированный фрагмент познания. Аспект обычно включает некий комплекс явлений и/или их характеристик, выделенный из общей структуры для анализа. Авторский аспект в научной коммуникации, на сегодняшний день, можно рассматривать как концептуально-диалогическую составляющую текста, определяемую персонифицированной модальностью и выраженной субъектной компонентой. В силу специфичной прагматики научного дискурса авторские вводные в научном высказывании часто имеют дистантно-интегрированный характер за счет привлечения "чужого" авторства.

Текст и его авторство в понимании традиционной лингвистики текста, теории дискурса и коммуникативных теорий представляется явлением одномерным (продуцент), двумерным (продуцент + реципиент) и трехмерным (продуцент – текст-знак – реципиент), однако существует коммуникативный регистр, в котором однозначность "продуцентного" авторства может быть поставлена под сомнение. Действительно, значительное количество ссылок, референций и упоминаний "других" в научном тексте указывает на то, что авторство в этой жанровой нише вполне может определяться большим количеством измерений.

Научный дискурс характеризуется выраженной высокой степенью интертекстуальности, и поэтому опора на прецедентные тексты и их концепты для рассматриваемого дискурса является одним из системообразующих признаков. Интертекстуальные связи применительно к тексту в научном коммуникативном регистре представлены в виде цитат и ссылок и выполняют референционную, оценочную, этикетную и декоративную функции.

При анализе такого текста имеет смысл рассматривать его авторскую компоненту в применении не только к собственно продуценту, но и с учетом интегрированных мыслей, идей, подходов и их текстуальных реализаций, освоенных и привлеченных им из расширенного дисциплинарного контекста. Цитация, ссылки, интеграция текстов и текстовых фрагментов извне, определяемая высокой степенью преемственности в текстах научного регистра, не только структурирует научный диалог в прямом смысле, но и неизбежно определяет многомерную сущность авторской компоненты указанных речевых единиц.

Многомерность авторского аспекта в научной коммуникации проявляется в различных формах и конфигурациях. Эти формы и конфигурации можно условно разделить на две принципиально отличные парадигмы: интеграты - текстуальные фрагменты произведений других авторов, осознанно и с определенной целью вводимые продуцентом в собственный текст; и импликаты, представляющие собой перифразы, пересказы и номинальные ссылки на идеи и точки зрения, призванные обеспечить частичную, адаптированную интеграцию "чужого" текста в собственные теоретические построения.

Привлечение текстовых фрагментов других авторов имеет в научной коммуникации собственную прагматику, поскольку позволяет не только формировать виртуальный диалог, но и "привлекать на свою сторону" мнения и точки зрения, конвенционально адаптированные и одобренные научным сообществом. Другим фактором, определяющим привлечение интегратов, является возможность использования научного наследия в качестве фундамента и материала для исследовательской деятельности и формирования собственных теоретических моделей.

Авторский аспект текста, организованного импликативным образом, имеет менее четкие границы, что не всегда позволяет выделить аутентичные фрагменты из общей текстуальной канвы. С другой стороны, контекст такого плана позволяет с большей степенью свободы адаптировать "чужие" пропозиции и макропропозиции в собственном текстовом пространстве. Имплицитная форма представления позволяет вольно, но при этом продуктивно использовать фактор многомерного авторства и, следовательно, успешно эксплуатировать расширенные макроконтексты для достижения большей экспланаторной силы и риторической валидности теоретических построений.

Многомерное авторство позволяет:

а) расширить границы фоновых знаний, необходимых для адекватного восприятия текста, и уточнить необходимые для этого понимания макропропозиции;

б) реализовать потенциально возможные диалогические ситуации в рамках виртуального диалогического поля;

в) сформировать диалогические взаимоотношения между учеными, в непосредственный диалог не вступавшими, задавая параметры этих взаимоотношений и управляя ими.

Kazimir Malevich. Chiropodist (at the Bathhouse). (1911 -1912)

Репродукция взята с сайта www.elibron.com

Результаты указывают на то, что понятие "гипертекст", применяемое в настоящее время в сфере мультимедийных парадигм, имеет более глубокие корни и традиционно свойственно сфере научной коммуникации. Этот факт позволяет утверждать, что модели, полученные в результате исследования многомерности авторского пространства в научной коммуникации, могут найти применение не только в исследованиях научного дискурса и дискурса в общем понимании, но и в исследованиях таких относительно новых явлений, как мультимедийные коммуникации и конфигурации.

Константин Свойкин

 

 

 

 



Хостинг от uCoz