МНОГОМЕРНОСТЬ
АВТОРСКОГО АСПЕКТА В НАУЧНОЙ КОММУНИКАЦИИ
С
точки зрения общенаучной онтологии аспект можно рассматривать
как функционально значимую структурную единицу, отражающую относительно
самостоятельный интегрированный фрагмент познания. Аспект обычно
включает некий комплекс явлений и/или их характеристик, выделенный
из общей структуры для анализа. Авторский аспект в научной коммуникации,
на сегодняшний день, можно рассматривать как концептуально-диалогическую
составляющую текста, определяемую персонифицированной модальностью
и выраженной субъектной компонентой. В силу специфичной прагматики
научного дискурса авторские вводные в научном высказывании часто
имеют дистантно-интегрированный характер за счет привлечения
"чужого" авторства.
Текст
и его авторство в понимании традиционной лингвистики текста,
теории дискурса и коммуникативных теорий представляется явлением
одномерным (продуцент), двумерным (продуцент + реципиент) и
трехмерным (продуцент – текст-знак – реципиент), однако существует
коммуникативный регистр, в котором однозначность "продуцентного"
авторства может быть поставлена под сомнение. Действительно,
значительное количество ссылок, референций и упоминаний "других"
в научном тексте указывает на то, что авторство в этой жанровой
нише вполне может определяться большим количеством
измерений.
Научный
дискурс характеризуется выраженной высокой степенью интертекстуальности,
и поэтому опора на прецедентные тексты и их концепты для рассматриваемого
дискурса является одним из системообразующих признаков. Интертекстуальные
связи применительно к тексту в научном коммуникативном регистре
представлены в виде цитат и ссылок и выполняют референционную,
оценочную, этикетную и декоративную функции.
При
анализе такого текста имеет смысл рассматривать его авторскую
компоненту в применении не только к собственно продуценту, но
и с учетом интегрированных мыслей, идей, подходов и их текстуальных
реализаций, освоенных и привлеченных им из расширенного дисциплинарного
контекста. Цитация, ссылки, интеграция текстов и текстовых фрагментов
извне, определяемая высокой степенью преемственности в текстах
научного регистра, не только структурирует научный диалог в
прямом смысле, но и неизбежно определяет многомерную сущность
авторской компоненты указанных речевых единиц.
Многомерность
авторского аспекта в научной коммуникации проявляется в различных
формах и конфигурациях. Эти формы и конфигурации можно условно
разделить на две принципиально отличные парадигмы: интеграты
- текстуальные фрагменты произведений других авторов, осознанно
и с определенной целью вводимые продуцентом в собственный текст;
и импликаты, представляющие собой перифразы, пересказы и номинальные
ссылки на идеи и точки зрения, призванные обеспечить частичную,
адаптированную интеграцию "чужого" текста в собственные теоретические
построения.
Привлечение
текстовых фрагментов других авторов имеет в научной коммуникации
собственную прагматику, поскольку позволяет не только формировать
виртуальный диалог, но и "привлекать на свою сторону" мнения
и точки зрения, конвенционально адаптированные и одобренные
научным сообществом. Другим фактором, определяющим привлечение
интегратов, является возможность использования научного наследия
в качестве фундамента и материала для исследовательской деятельности
и формирования собственных теоретических моделей.
Авторский
аспект текста, организованного импликативным образом, имеет
менее четкие границы, что не всегда позволяет выделить аутентичные
фрагменты из общей текстуальной канвы. С другой стороны, контекст
такого плана позволяет с большей степенью свободы адаптировать
"чужие" пропозиции и макропропозиции в собственном текстовом
пространстве. Имплицитная форма представления позволяет вольно,
но при этом продуктивно использовать фактор многомерного авторства
и, следовательно, успешно эксплуатировать расширенные макроконтексты
для достижения большей экспланаторной силы и риторической валидности
теоретических построений.
Многомерное
авторство позволяет:
а)
расширить границы фоновых знаний, необходимых для адекватного
восприятия текста, и уточнить необходимые для этого понимания
макропропозиции;
б)
реализовать потенциально возможные диалогические ситуации в
рамках виртуального диалогического поля;
в)
сформировать диалогические взаимоотношения между учеными, в
непосредственный диалог не вступавшими, задавая параметры этих
взаимоотношений и управляя ими.
Kazimir
Malevich. Chiropodist (at the Bathhouse). (1911 -1912)
Репродукция
взята с сайта www.elibron.com
Результаты
указывают на то, что понятие "гипертекст", применяемое в настоящее
время в сфере мультимедийных парадигм, имеет более глубокие
корни и традиционно свойственно сфере научной коммуникации.
Этот факт позволяет утверждать, что модели, полученные в результате
исследования многомерности авторского пространства в научной
коммуникации, могут найти применение не только в исследованиях
научного дискурса и дискурса в общем понимании, но и в исследованиях
таких относительно новых явлений, как мультимедийные коммуникации
и конфигурации.
Константин
Свойкин