На главную страницу "История с географией" Выпуски журнала 1996-2004 гг. Последний номер - 1/2004 г. Новый номер - 1/2005: "Я" и "Другой" Здесь могла быть Ваша статья Алфавитный список статей Наши авторы Параллели и меридианы Добавить свой сайт Анонсы, объявления, новости Добавить новость или объявление Новый ресурс по семиотике!!! "Не ходите сюда, пожалуйста!" Наши проблемы Гостевая книга "Я к вам пишу...": green_lamp@mail.ru borisova_t@rambler.ru Эти же адреса можно использовать для контактов с нашими авторами Сюда же можно присылать статьи на темы, имеющие отношение к направлению журнала ("чистая" семиотика, семиотика культуры, культурология, филология, искусствоведение и т.п.). Как стать нашим автором? Стать нашим автором очень просто. Нужно взять свой текст в формате Word или (что еще лучше) HTML и прислать по одному из адресов "Зеленой лампы". Особо хотим подчеркнуть, что у нас нет "своего круга" авторов, мы открыты для всех. (Но и своих постоянных авторов очень любим). Нет ограничений и на объем статьи, на количество статей одного автора, помещаемых в номер. Главные критерии при отборе материала - профессионализм, талант, "блеск ума и утонченность чувств" авторов, соответствие теме номера (кстати, темы можно предлагать, возможно, именно ваша статья и предложит тему одного из следующих номеров). Единственная просьба - не присылать материалов просто для "факта публикации": у нас есть смешные устремления к "гамбургскому счету" - свободному научному общению без каких бы то ни было конъюнктурных соображений... Ну и - ждем вас! Пишите! Когда, уничтожив набросок,Ты держишь прилежно в уме Период без тягостных сносок, Единый во внутренней тьме, И он лишь на собственной тяге Зажмурившись, держится сам, Он так же отнесся к бумаге, Как купол к пустым небесам. Осип Мандельштам. Восьмистишия (№ 6)
|
Рубрика "АКАДЕМИЧЕСКИЙ КЛАСС"
“КАК В ЭТИХ СЛОЖНЫХ ПИСЬМЕНАХ ПОНЯТЬ ЗНАЧЕНЬЕ КАЖДОЙ БУКВЫ?” (готический собор в “теле” стихотворения)
Леса Готической скульптуры!
Как
жутко все и близко в ней. Колонны, строгие фигуры Сибилл,
пророков, королей... Мир
фантастических растений, Окаменелых привидений, Драконов, магов и химер. Здесь
все есть символ, знак, пример. Какую
повесть зла и мук вы Здесь
разберете на стенах? Как
в этих сложных письменах Понять
значенье каждой буквы? Их
взгляд, как взгляд змеи, тягуч... Закрыта
дверь. Потерян ключ. М. Волошин
|
Микола Бажан
СОБОР
У тіні пагорків, процвівши потаймиру,
Звучить колона, як гобоя звук,
Звучить собор камінним Dies irae,
Мов ораторія голодних тіл і рук.
Встає огонь святобливої готики,
Як ватра віри, як стара яса,
І по-блюзнірському піднеслись в небеса
Стрілчасті вежі – пальців гострих дотики.
Рукою обійми холодні жили твору
І дай рукам своїм німим
Піднести серце власне вгору
На грановитих списах рим,
Щоб в очі скнарі темних веж
Заглянуло воно, мов дзвін сухий, забилось.
І тінь впаде із пальців веж, як стилос,
І почерку її на серці не знесеш.
Немов кістляві й люті пута,
На серце ляже слів важкий узор.
Залізом, полум’ям, єлеєм, кров’ю куто
Зловіщу повість про собор,
Як в захваті стражденних юрм,
У скреготі зубів і скреготі граніту,
Мов смертний спів, мов клич одчайних
сурм,
Щоб пломеніти і гриміти,
Здіймавсь собор на славу феодалу,
Яскиня віри, кишло прощ, -
І на лункі тарелі площ
Вже дзвін його упав помалу,
Мов мідний шаг, офіри мідний шаг.
Так в католицьких висохлих руках
Бряжчать разки з пахучого сандалу.
|
На
дзвін не йшли, а плазували лігма
Раби
та блазні, дуки й королі;
І
роззявлявсь собор, немов солодка стигма
Безвольної
й самітної землі.
І
падали, і дерлись під склепіння
Тіла
без рук і руки, що без тіл;
Роти,
розірвані навпіл,
В
камінну бистрину вплітали голосіння.
І,
як худа стріла, злітав над ними вгору,
Як
рук голодних гостроверхий сніп,
Натхненний
корабель собору
У
фанатичнім, виснаженім сні.
Крутилися
роки в похмурій веремії,
Та
не згасали, щоб ізнов блищать,
Вогні
готичних яросних багать
На
щерблених мечах і косах Жакерії,
Бо
зводився собор – гнобитель і захисник,
Юрби
благання і юрби прокльон,
Й
готичний розцвітав трилисник,
Мов
хрест, мов квіт, мов псалма і мов сон.
1928
Поперечный разрез собора в Реймсе, ХIII век
Парижский собор Нотр-Дам
в разрезе
|
Осип
Мандельштам
NOTRE DAME
Где
римский судия судил чужой народ,
Стоит
базилика, и – радостный и первый –
Как
некогда Адам, распластывая нервы,
Играет
мышцами крестовый легкий свод.
Но
выдает себя снаружи тайный план,
Здесь
позаботилась подпружных арок сила,
Чтоб
масса грузная стены не сокрушила,
И
свода дерзкого бездействует таран.
Стихийный лабиринт, непостижимый лес,
Души
готической рассудочная пропасть,
Египетская мощь и христианства робость,
С
тростинкой рядом – дуб, и всюду царь – отвес.
Но
чем внимательней, твердыня Notre Dame,
Я
изучал твои чудовищные ребра, -
Тем
чаще думал я: из тяжести недоброй
И
я когда-нибудь прекрасное создам…
1912
|
Собор в Амьене. Интерьер
|
"КАК В ЭТИХ СЛОЖНЫХ ПИСЬМЕНАХ
ПОНЯТЬ ЗНАЧЕНЬЕ КАЖДОЙ БУКВЫ?
(готический собор в "теле" стихотворения)
“Собор” М.Бажана - первое из трех стихотворений цикла “Будівлі”
[здания, строения] (второе - “Брама” [арка,
ворота], третье - “Будинок” [дом]).
Если
не побояться тавтологии в определении, то можно сказать, что
все три стихотворения имеют “архитектурную архитектонику”.
Иначе
говоря, структура “Собора” - словесный эквивалент готического
собора. “Брами” - барочной арки-ворот, конкретно: Брамы Р.Заборовского
в Киеве (предполагают, что работы архитектора И.-Г.Шеделя).
“Будинок” - структурный эквивалент строящегося дома (здесь,
правда, “структура без структуры”: множественность и неупорядоченность
элементов, - которая реализуется прежде всего наглядно, на уровне
метрики и ритмики; но в итоге возникает предчувствие постройки
чего-то “конструктивистского”).
Продемонстрировать,
как воплощается “готическая” структура в стихотворении, можно
при помощи компонентного анализа значений слов. (Отсылаю желающих
к главе “Значение как элемент
системы. Компонентный состав значения” книги Г.В.Степановой,
А.Н.Шрамма “Введение в семасиологию русского языка”).
Наша
цель - показать, как реализуются в слове структурные элементы
готического собора (см. цитаты из пособий по архитектуре внизу
в рамочках). Это должны быть повторяющиеся колонны, арки,
в целом (как это видно на разрезах) напоминающие форму органных
труб - или костра, или растопыренных пальцев, или... Однако
не будем торопить события.
Сначала покажем, как при помощи семы “высота” (сема -
это компонент значения слова) “вычерчивается” арка:
У тіні / пагорків / процвівши / потаймиру - эти четыре
элемента уже содержат в себе законченный полукруг: начавшись
с очень малой - почти нулевой - высоты (“у тіні”, т.е. в тени),
получив небольшое возвышение (“пагорків”/пригорков - между прочим,
в свернутой форме тоже содержащих смысл арки-полукруга), затем
набрав “максимальную” высоту (“процвівши”/расцветши), прочерчиваемая
нами (вслед за поэтом) линия стремительно “падает” с высоты
(“потаймиру”/букв. "в тайне от мира", "таясь от людей", т.е.
спрятавшись, скрывшись).
Дальше взор
фиксирует отдельный конструктивный элемент: “Звучить колона”,
одновременно несущий значение высоты. И второе “конструктивно-высотное”:
“як гобоя звук”. Дальше идет шесть раз (!) продемонстрированный
“общий план”-разрез. Сначала параллельно звучащие или сменяющиеся,
“соревнующиеся” высокие-низкие, женские-мужские, громкие-тихие,
один-много и т.п. голоса (“Звучить собор камінним Dies irae”; “Мов ораторія голодних тіл і рук”
- тут еще внутреннее дополнительное удвоение: видишь открывшиеся
круглые рты и взметнувшиеся-опустившиеся руки). Затем
три “костра”: “огонь”, “ватра”/костер, “яса” (яса - салют, сияние).
И, наконец, “стрілчасті вежі/стрельчатые башни - пальців гострих
дотики"/прикосновения, растопыренные пальцы как колонны плюс
арка (линия, прочерчиваемая по кончикам пальцев; опять же
желающие могут легко проверить, проведя “опыты на себе”).
Дальше
в тексте опять будет встречаться этот модифицированный образ
(“як рук голодних гостроверхий сніп”/сноп, “вогні готичних яросних
багать”/костров, “готичний розцвітав трилисник”).
Точно так
же будут повторяться взлеты-падения (арка-колонна, множество
арок, множество колонн): “І по-блюзнірському піднеслись/вознеслись
в небеса Стрілчасті вежі” - “Рукою обійми
[это можно сделать, только находясь внизу] холодні жили твору” - “І дай рукам твоїм німим Піднести
власне серце вгору на грановитих списах/копьях
рим” - “І тінь впаде із пальців веж,
як стилос”; “І падали, і дерлись під склепіння...”/букв.
"лезли, карабкались под своды" и т.п.
Любопытное наблюдение: эти взлеты-падения у Бажана отмечены еще
и своеобразной “звуковысотной” характеристикой: “звучить колона,
як гобоя звук”, “мов дзвін/колокол сухий, забилось”, “смертний спів”,
“мов клич одчайних сурм”/труб, “лункі тарелі площ”/звонкие
тарелки площадей, “дзвін упав ... мов мідний шаг [монета], офіри
[пожертвования] мідний шаг”, “бряжчать разки з пахучого сандалу”/звенят
нитки бус из пахучего сандала, “вплітали голосіння”/голошение,
“мов ораторія” (ее “составные части”: хор - тенор - сопрано
- меццо-сопрано - сопрано-“эхо” - хор мальчиков - бас, другие
голоса; клавесин, орган, труба, гобой, скрипка, флейта, валторна,
фагот, контрабас и т.д.), “мов псалма”, “юрми/толпы благання
і юрби прокльон”.
Чрезвычайно
интересно сопоставить “Собор” Бажана с соответствующим стихотворением
Мандельштама. Его “Notre Dame” написан шестнадцатью годами раньше.
Но главное - акцент он делает на другом. Бажан “рассматривает”
собор снаружи, “внутренности” показывает препарированно, в разрезе,
при этом “сражаясь” с собором, как с мучителем (“пальців гострих”,
“кістляві й люті пута”, “слів важкий/тяжелый узор”,
“залізом, полум’ям, єлеєм, кров’ю куто зловіщу повість”,
“стражденних/страдальческих юрм”, “скреготі/скрежете
зубів і скреготі граніту”, “смертний спів”/пение, “солодка
стигма” [стигма - знак избранности, “орден” истинной
веры в виде специально растравляемой незаживающей раны на теле
верующего, страдающего “во имя”], “роти, розірвані навпіл/пополам [кстати, опять полукруг - арка], в камінну бистрину вплітали голосіння”,
“у фанатичнім, виснаженім сні/истощенном, изнуренном,
изможденном сне” и т.д.
С
первых же строк мандельштамовского стихотворения “включается”
противоположная “бажановской” эмоция:
Где
римский судия судил чужой народ,
Стоит
базилика, и - радостный и первый -
Как
некогда Адам, распластывая нервы,
Играет мышцами крестовый легкий свод.
И даже противоположное
(“масса грузная”, “из тяжести недоброй”) тут же нейтрализуется
или при помощи “не”, или при помощи антонима (контекстуального):
“Чтоб масса грузная стены не сокрушила”, “и свода
дерзкого бездействует [вариант не] таран”, “Но чем внимательней, твердыня Notre Dame,
Я изучал твои чудовищные ребра, Тем чаще думал
я: из тяжести недоброй И я когда-нибудь прекрасное
создам...”. Эта антонимичность “поддержана” другими контекстуальными
антонимами: “стихийный лабиринт” (лабиринт должен быть искусственным,
продуманно-рациональным); “души готической рассудочная
пропасть”, “египетская мощь и христианства
робость”; “с тростинкой рядом -
дуб”. Эти перепады (“да” - “нет”, “сила” - “слабость”,
“недоброй” - “радостный”, “тяжести” - “легкий”) - эквивалент
той самой “звуковысотности”, которая была реализована Бажаном.
Единственное (но существенное) отличие - Мандельштам, описывая
Собор Парижской Богоматери, пребывает не снаружи, а внутри него.
Отсюда - от пребывания в интерьере (вспомним описание В.Г.Власова:
“Человеку, находящемуся внутри собора, должно было казаться,
что пространство уходит у него из-под ног во всех направлениях,
а сам он летит в бесконечные дали”) - и то ощущение радостного
предчувствия создания чего-то такого же прекрасного и легкого,
уверенность творца в конгениальности. Это преодоление
сопротивляющегося материала, это осознание собственной силы
(“играет мышцами”).
Для человека,
пребывающего в интерьере готического собора, становятся значимыми
два элемента. Первый - манящее “втягивание” (“души готической
рассудочная пропасть”, а в одном из вариантов первой
строфы –
Ажурных галерей
заманчивый пролет –
И,
жилы вытянув и напрягая нервы,
Как
некогда Адам, таинственный и первый,
Играет
мышцами крестовый легкий свод).
Второй -
множественность, “многообразное однообразие”: “лабиринт”, “непостижимый
лес”. Находясь во власти собора, плененный собором, и одновременно
победивший (я тоже могу создать такое), художник, как мастеровой
(“и всюду царь - отвес”), деловито рассматривает,
изучает (“но чем внимательней...
я изучал твои чудовищные ребра”) изделие.
Но и одновременно живое существо (Адам, первый человек, созданный...
от возникающей аналогии лучше убежать в эвфемизмы: самым первым
Художником, Творцом-всего-сущего-на-земле...).
Вспомним мандельштамовский тезис: “Зодчий говорит: я строю -
значит я прав. Сознание своей правоты нам дороже всего в поэзии...”,
и “мы вводим готику в отношения слов, подобно тому, как Себастьян
Бах утвердил ее в музыке”. Но вот что интересно - мандельштамовский
собор “визуален”, он “молчит”; Dies irae, колонны и люди зазвучат-запоют-застонут
только у Бажана. “Ген” проявится через поколения... Сквозь толщу
веков проступит “единство структурных принципов, на которых
основывается любая система знаков, функционирующая в обществе”
(Б.Гаспаров).
Тамара Борисова
|
Cтроительные
приемы и
конструкции
"Самым выдающимся
техническим достижением эпохи является конструкция готического
базиликального храма. Как уже отмечалось, эволюция романского
храма шла по пути постепенного расчленения стен и сводов с выделением
в них наиболее нагруженных элементов — контрфорсов и гуртов.
Готические мастера завершили эту эволюцию, создав качественно
новую каркасную систему, которая позволила предельно облегчить
здание, добиться минимальной толщины конструктивных элементов.
Основными элементами
готического каркаса являются арочные ребра сводов — нервюры,
вертикальные опоры сводов, вынесенные наружу контрфорсы и наклонные
элементы в виде полуарок, соединяющих опоры сводов с контрфорсами,—
аркбутаны.
Нервюры
готического здания —-это появившиеся уже в поздний романский
период каменные гурты крестового свода. Они в виде арок накрест
перекрывают каждую отдельную ячейку нефа /.../. Сочетание нервюр
с крестовым сводом позволило выделить в своде несущий скелет,
воспринимающий на себя нагрузку от всех четырех распалубок свода.
При выделении и усилении ребер-нервюр оказалось возможным значительно
уменьшить толщину свода (распалубок) и тем самым уменьшить общую
нагрузку. При сооружении крестового нервюрного свода сначала
выкладывались нервюры, а затем по ним возводился свод на опалубке,
опирающейся на нервюры. Это позволило перекрывать ячейку любой
формы в плане.
Очертание готического
нервюрного свода - стрельчатое. В целях уменьшения распора уже
романские мастера иногда применяли стрельчатый свод взамен продольного
цилиндрического свода.
На основе сочетания
стрельчатой формы с нервюрами и крестовым сводом была создана
новая пространственная конструкция. В противовес монолитности
древнеримских и романских построек готическая конструкция более
подобна современным упругим системам и, по существу, является
активно уравновешенным пространственным каркасом.
Характерным элементом
готического каркаса является устой из аркбутана и контрфорса.
При системе нервюрных
сводов, локализующих распор, стена все более теряла свое значение
для устойчивости свода, и увеличивалась роль контрфорса. В однопролетных
зданиях и вертикальные, и горизонтальные нагрузки можно было
воспринять контрфорсом. В трех — пятинефных базиликах готические
строители отделяют контрфорсы от опор среднего нефа. В качестве
соединительного элемента вводится наклонная полуарка - аркбутан,
передающая усилия распора от нервюр главного свода на контрфорс.
Расчлененный на
два элемента, устой соответствует направлениям основных усилий.
Его сечение сильно развито в плоскости приложения распорных
сил.
К усилиям от главного
свода прибавляются усилия от сводов боковых.
В пластической
разработке фасадов готическая конструкция отразилась двумя сторонами:
непосредственным включением в композицию структурных элементов
здания (нефов, трансепта, башен, аркбутанов, стрельчатых сводов,
оконных проемов и т. п.) и наряду с этим стремлением к “дематериализации”
массы посредством ее всемерного декоративного расчленения. При
этом декор часто повторяет в миниатюре начертания форм основных
конструктивных элементов здания”.
Гуляницкий Н.Ф.
Архитектура гражданских и промышленных зданий в пяти томах.
Том 1: История архитектуры. – М.: Стройиздат, 1984. – С. 80-83.
|
"В готике
ребристый свод был усовершенствован настолько, что система несущих
ребер образовала упругий каркас, который заполнялся облегченной
кладкой.
Ребристый свод образуется системой арок, сначала полукруглых, а
позднее более совершенных — стрельчатых, являющихся основным
типом готических арок, которые могли быть использованы при различных
пролетах и различной высоте сводов. Образованный на их основе
свод не создает слишком сильные боковые распоры. Конструкция
свода значительно упрощается, если при этом все ребра и гуртовые
арки имеют одинаковую кривизну.
В
начальный период развития готической архитектуры пространство,
перекрытое одним крестовым сводом, представляет собой (так же
как и в романской архитектуре) самостоятельную пространственную
единицу. Поздняя готика отказывается от трактовки пространства
как составного и постепенно приходит к пониманию его как единого
целого. Этого удалось достигнуть путем усложнения крестового
свода введением дополнительных ребер, которые дробили свод на
более мелкие части”.
Станькова Я., Пехар И. Тысячелетнее развитие ахитектуры / Пер.
с чешск. В.К.Иванова; Под ред. В.Л.Глазычева. – М.: Стройиздат,
1987. – С. 94.
|
“Для понимания сущности
готического стиля немаловажно проследить и эволюцию общей композиции
кафедрального собора. Его башни постепенно теряют свою самостоятельность
и не стоят свободно, как в романской архитектуре, а примыкают
вплотную к главному фасаду, которым становится не южный, как
ранее, а западный, и почти полностью сливаются с ним, обретая
прямоугольную форму. “Большая роза” заполняет собой образовавшееся
пространство между двумя башнями. В результате получается абсолютно
симметричная композиция. /.../
Готика заимствовала с
Востока, но не от арабов, а из Византии, идею цвето-световой
организации пространства собора, претворив ее совершенно иначе,
не средствами мозаики, а сиянием цветных стекол витражей и динамикой
нервюр. Новая конструкция окончательно освободила стену от нагрузки,
витраж заменил традиционную роспись и мозаику, и вся стена превратилась
в одно большое окно. Причем не только цвет, но и переплеты витража
имели принципиальное значение — своими узорами они окончательно
снимали ощущение плоскости стены. Итогом этих важных нововведений
стал разительный контраст симметрии, тектоники плоскости главного
фасада и совершенно иного по характеру внутреннего пространства.
Этот контраст производил ошеломляющее впечатление. Сплошные
ряды уносящихся ввысь пучков колонн и окон не давали возможности
сориентироваться, понять логику конструкции, остановить взгляд,
оценить размеры и пропорции помещения — везде лишь игра света
и цвета. Это и есть готический идеал — предельно живописное
решение архитектурного пространства. Готические художники умело
и последовательно, вероятно, сами того не осознавая, уничтожали
всякие следы конструктивности, тектоничности, ощущения целостности
и замкнутости. Человеку, находящемуся внутри собора, должно
было казаться, что пространство уходит у него из-под ног во
всех направлениях, а сам он летит в бесконечные дали. Даже в
деталях происходит последовательное преодоление тектоники в
стремлении к максимальной живописности. Подобно тому, как некогда
коринфская капитель уничтожила последние следы тектоники дорического
ордера, так и готическая, украшенная натуралистически трактованными
листьями, стала выражать не опору, а только зрительную связь,
пластику “живой” формы.
Переход от выражения конструкции
к ее изображению, от тектоники к пластике — главная черта готического
стиля. Скульптура и орнамент отрываются от плоскости стены и
становятся все более натуралистичными. Характерно, что даже
снаружи собора массивные контрфорсы, играющие исключительно
конструктивную роль и передающие давление сводов вниз, на землю,
украшаются башенками-фиалами, чтобы и эти элементы приняли живописный
и динамичный вид, прямо противоположный их конструктивному назначению.
Вертикаль становится окончательно преобладающей, для чего используются
треугольные вимперги над порталами и окнами, маскирующие горизонтальные
членения фасадов.
/.../
Вопреки
представлению о сумрачном и аскетичном облике готических соборов,
да и вообще “мрачности” средневековой культуры, можно утверждать,
что готика была очень яркая, многоцветная. Полихромная роспись
стен и скульптур усиливалась красочностью развешанных вдоль
нефов шпалер-мильфлёров, живыми цветами, блеском золота церковной
утвари, сиянием свечей и чрезвычайно яркой одеждой заполнявших
собор горожан. А постоянно меняющееся состояние неба, лучи света,
свободно проникающие внутрь собора через многоцветные стекла
огромных витражей, создавало совершенно ирреальное ощущение...
Казалось, что “корабль” действительно плывет... Это ощущение
можно испытать и сейчас...
Такая роль цвета и света
сохранялась до эпохи Возрождения, когда живопись стала отделяться
от архитектуры и скульптуры, аналогично тому, как в античности
статуи и здания расписывались все скромнее по мере того, как
развивалась энкаустика и мозаика. В этом отношении все средневековье
представляет собой эпоху яркого и натуралистичного архитектурно-скульптурно-живописного
искусства.
Власов В.Г. Стили в искусстве.
Словарь. Т.1. – СПб.: Кольна, 1995. - С. 170-173.
|
|