На главную страницу

"История с географией"

Выпуски журнала 1996-2004 гг.

Последний номер - 1/2004 г.

Новый номер - 1/2005: "Я" и "Другой"

Здесь могла быть Ваша статья

Алфавитный список статей

Наши авторы

Параллели и меридианы

Добавить свой сайт

Анонсы, объявления, новости

Добавить новость или объявление

Новый ресурс по семиотике!!!

"Не ходите сюда, пожалуйста!"

Наши проблемы

Гостевая книга

"Я к вам пишу...":

green_lamp@mail.ru

borisova_t@rambler.ru

Эти же адреса можно использовать для контактов с нашими авторами

Сюда же можно присылать статьи на темы, имеющие отношение к направлению журнала ("чистая" семиотика, семиотика культуры, культурология, филология, искусствоведение и т.п.).

Как стать нашим автором?

Стать нашим автором очень просто. Нужно взять свой текст в формате Word или (что еще лучше) HTML и прислать по одному из адресов "Зеленой лампы".

Особо хотим подчеркнуть, что у нас нет "своего круга" авторов, мы открыты для всех. (Но и своих постоянных авторов очень любим). Нет ограничений и на объем статьи, на количество статей одного автора, помещаемых в номер. Главные критерии при отборе материала - профессионализм, талант, "блеск ума и утонченность чувств" авторов, соответствие теме номера (кстати, темы можно предлагать, возможно, именно ваша статья и предложит тему одного из следующих номеров). Единственная просьба - не присылать материалов просто для "факта публикации": у нас есть смешные устремления к "гамбургскому счету" - свободному научному общению без каких бы то ни было конъюнктурных соображений...

Ну и - ждем вас! Пишите!

Когда, уничтожив набросок,

Ты держишь прилежно в уме

Период без тягостных сносок,

Единый во внутренней тьме,

И он лишь на собственной тяге

Зажмурившись, держится сам,

Он так же отнесся к бумаге,

Как купол к пустым небесам.

 

Осип Мандельштам.

Восьмистишия (№ 6)

 

 

 

"... ЗВЕРЕЙ ВМЕСТИЛИЩЕ ЛОХМАТЫХ..."

(о творчестве Марии Приймаченко)

Во многих музеях страны и даже мира бережно хранятся листы бумаги, покрытые яркими, удивительными рисунками, созданными крестьянской художницей из села Болотня Марией Приймаченко. На них живут своей автономной жизнью люди и звери, животные "невиданной красы" и ядовитые гады. Здесь птицы могут рождать цветы, а медведи спокойно разгуливают на пасеке в вышитых сорочках. В этих рисунках оживает наивный мир гармонии и порядка, полный сакральных знаний о мироздании, его законах и тайнах. Время в них - это бесконечный круговорот, несущий информацию одновременно о прошлом, настоящем и будущем, выражающий ее не прямо, а иносказательно, намеками, как это бывает только в снах.

Где, когда и как научилась простая художница из народа понимать праязык искусства? Каким образом архетипы мировой мифологии нашли свое отражение в фантастических произведениях Марии Приймаченко? Уж не под воздействием ли - по Юнгу - личной кризисной ситуации? С 9 лет - паралич ноги как результат нервного потрясения. Или - опять-таки по Юнгу - виной тому социальные катастрофы, которых на веку у Марии было предостаточно? И гражданская война, и Вторая мировая, и 30-километровая чернобыльская зона...

Как бы там ни было, а творчество помогло ей выжить. "Я рисую столько, сколько себя помню, - утверждает художница. - И все мои звери, и все мои птицы - из здешних лесов". И еще одно воспоминание поможет найти ответ на поставленные вопросы: "Я моря любила, воду любила, хожу бережком на болоте, там жабка прыгает, там рыбка плавает. А я гусей пасу. Слышу: "чирк", - то крокодил чирикает под сороку. Гляжу - верба наклонилась, а на вербе - крокодил. А возле крокодила обезьянка, женка его. Он в норку, а она - на вербе. Вот как, когда за зверя замуж пойдешь: у него - свое, а у тебя - свое".

Так развить фантазию под силу только матушке-природе. А времени для общения с природой у художницы было много. Добавим еще только, что Полесье вообще богато легендами (вспомним хотя бы "Лісову пісню" Леси Украинки). Да и уклад жизни в старинных украинских селах, где под крышей родной хаты человек чувствовал себя центром Вселенной, способствовал формированию пантеистического мироощущения.

Обожествленные и одухотворенные силы природы - земля, вода, небо, солнце, птицы, звери, деревья, травы, цветы - обрели в ее произведениях древнюю символику, надежно забытую нами.

Особенно наглядно семантическое единство традиционных мифологических образов и персонажей картин Марии Приймаченко проявилось в ее зооморфной серии. Зародившись в глубине веков, "звериный стиль" донес до наших дней память о том исключительном значении, которое имели животные на ранних стадиях развития человечества. Сюжетную основу такого искусства составили мифы о происхождении людей от различных животных. В образе предка того или иного рода выступал какой-либо зверь или птица. Каждое племя или отдельный человек имели свой тотем, незримо помогавший преодолевать жизненные трудности. В социальной иерархии священным животным люди отводили главенствующую роль, потому что верили в их небесное происхождение.

Например, земным воплощением бога считался у многих народов Бык.

Египтяне верили, что Бык неба - это сын небесной Коровы и отец Теленка, которого та рождает. Во многих скотоводческих культурах бык считается символом плодородия. Даже Зевс превратился в быка, чтобы похитить свою возлюбленную Европу (возможно, это и есть наш предок?). Римляне же приносили быка в жертву Юпитеру (а славяне - Перуну).

Итак, Бык - Бог, Предок и Жертва. И все эти ипостаси животного можно встретить в картинах Марии Приймаченко. Ее небесный "Синий бык" весь усеян звездами, имеет царственную осанку, корону и... окладистую бороду (узнаете заставку к детской передаче "Вечірня казка"?).

Бык-труженик - волоокий и красивый, с мощным телом и головой. А "Бычок-третьячок" с понурой головой и грустными глазами смирился со своей участью жертвенного животного.

По-разному кодирует творческая интуиция художницы Льва. Прежде всего это величественный царь зверей. Его крупная фигура контрастирует с мелкими животными, стоящими рядом с ним.

Есть у Марии Приймаченко и "Лев на кровати"; кстати, он принес ей мировую славу. Особенно интересны ее "Древние львы". Они чем-то напоминают химер.

Свирепая голова, в когтистых лапах - жертва, чудовищный хвост в виде змеи - так выглядит злой зверь у Приймаченко. Похожи на этого льва и звери, предвещающие атомную войну. Их лапы и туловище "орнаментированы" бомбами.

На древний тотем похож в работах художницы Крокодил. Иногда он сосет свой хвост (коллекция Сумского художественного музея, в дальнейшем - СХМ). Это сближает его с традиционным для многих народов изображением змеи, кусающей свой хвост. Это символ вечности, единства земли и неба, воды и дождя, плодородия и домашнего очага, мудрости и терпения. Такова и трактовка художницы.

Примечательна также авторская подпись на обороте листа: "Кобра як устане, то и небо достане, а до сонця достать - треба кобрів п'ять". Как не вспомнить при этом поэтический миф о том, что змея превратилась в радугу, соединившую небо и землю после плодотворного дождя. В поздних легендах змея стала выполнять отрицательную функцию.

Как известно, на мировом древе птицы принадлежат верху и в этом смысле противопоставлены животным-классификаторам низа змее и рыбе. Значит, их антагонизм рано или поздно приведет к борьбе. Во многих мифах и сказках описаны поединки птицы со змеей, где птица выступает как помощник Бога, а змея - как его противник. Поэтому птица не боится гадюки (работа Приймаченко на обороте подписана: "Эта птица Гадюки не боится"), тем более что сакральный смысл изображения птиц всегда носил черты божественной сущности. Это был дух неба, солнца, грома, ветра, свободы, роста, подъема, вдохновения, плодородия, изобилия.

Мария Приймаченко, подобно настоящему творцу-демиургу, заселила свой мир птицами - павлинами, аистами, воронами, сороками, удодами, воробьями, чайками... Поют они на ветвях деревьев, прячутся в неувядающих букетах цветов, летят "у вирій" (рай), вьют гнезда, кормят птенцов, "чепурятся", танцуют, как "дивчата", сопровождают людей в их буднях и праздниках, связывают невидимыми нитями прошлое с настоящим.

Пройдет время, и уже кто-то другой, возможно, осознанно, а может, и бессознательно, как Мария Приймаченко, вдохнет жизнь в забытые предания и мифы, оживит их персонажей для новых деяний, переосмыслит и углубит их.

Ведь любой мифологический герой, если верить Кэмпбеллу, - это "герой с тысячью лиц".

Людмила Федевич

 

 

 



Хостинг от uCoz