На главную страницу

"История с географией"

Выпуски журнала 1996-2004 гг.

Последний номер - 1/2004 г.

Новый номер - 1/2005: "Я" и "Другой"

Здесь могла быть Ваша статья

Алфавитный список статей

Наши авторы

Параллели и меридианы

Добавить свой сайт

Анонсы, объявления, новости

Добавить новость или объявление

Новый ресурс по семиотике!!!

"Не ходите сюда, пожалуйста!"

Наши проблемы

Гостевая книга

"Я к вам пишу...":

green_lamp@mail.ru

borisova_t@rambler.ru

Эти же адреса можно использовать для контактов с нашими авторами

Сюда же можно присылать статьи на темы, имеющие отношение к направлению журнала ("чистая" семиотика, семиотика культуры, культурология, филология, искусствоведение и т.п.).

Как стать нашим автором?

Стать нашим автором очень просто. Нужно взять свой текст в формате Word или (что еще лучше) HTML и прислать по одному из адресов "Зеленой лампы".

Особо хотим подчеркнуть, что у нас нет "своего круга" авторов, мы открыты для всех. (Но и своих постоянных авторов очень любим). Нет ограничений и на объем статьи, на количество статей одного автора, помещаемых в номер. Главные критерии при отборе материала - профессионализм, талант, "блеск ума и утонченность чувств" авторов, соответствие теме номера (кстати, темы можно предлагать, возможно, именно ваша статья и предложит тему одного из следующих номеров). Единственная просьба - не присылать материалов просто для "факта публикации": у нас есть смешные устремления к "гамбургскому счету" - свободному научному общению без каких бы то ни было конъюнктурных соображений...

Ну и - ждем вас! Пишите!

Когда, уничтожив набросок,

Ты держишь прилежно в уме

Период без тягостных сносок,

Единый во внутренней тьме,

И он лишь на собственной тяге

Зажмурившись, держится сам,

Он так же отнесся к бумаге,

Как купол к пустым небесам.

 

Осип Мандельштам.

Восьмистишия (№ 6)

 

 

 

ПЕРВОИСТОЧНИК

Рубрику ведет Николай Рахметов

Напоминаем, что именно этот герой романа Н.Г.Чернышевского "Что делать?" придумал делить книги на ценные первоисточники, которых мало, и прочий книжный сор, не стоящий внимания.

Павел Александрович Флоренский (1882-1937) - поистине гениальный, всесторонне одаренный человек. Сфера его интересов - философия, религия, искусство, фольклор, естествознание и многое другое.

По отцу родословная его уходила в русское духовенство, мать принадлежала к старинному и знатному армяно-грузинскому роду. Наверное, во многом это определило его личность, сделало одним из ярчайших представителей религиозно-философского ренессанса в России. Один из исследователей назвал это направление "метафизикой всеединства". Это было "убеждение в цельности и единстве, неточной связи и гармонии бытия" (С.Хоружий).

Основные работы Флоренского: "Столп и утверждение Истины", "У водоразделов мысли", "Очерки философии культа", "Иконостас" и др.

 

"Для меня не было спокойных восприятий - таковые вовсе не доходили до моего сознания, всегда занятого чем-нибудь чрезвычайно интересным. Каждое восприятие связывается с другими, и само собою в уме строится какая-то система, где разнородное по малым, но глубоким, на мою оценку, признакам соотнесено друг с другом. Растения, камни, животные <...>, атмосферные явления, цвета, запахи, вкусы, небесные светила и события в подземном мире сплетаются между собою многообразными связями, образуют ткань всемирного соответствия. Человекообразные скалы и корни не случайно имеют свой вид: тут есть таинственное родство. Во дворе у нас или по полотну железной дороги расцвел подорожник. Я смотрю, как гордо и упруго несут свои головки эти подорожники, и соображаю: да разве это не стадо моих любимых венценосных журавлей?.. <...>

В упругости форм я улавливал turgor vitalis (полнота жизни - лат.), жизнь, которая могла бы проявиться, но сдерживает себя и лишь дрожит полнотою. Упругий стебель водяного растения, упругие лепестки белых лилий, упругие темно-синие бубенцы полевых гиацинтов, упругие капли росы, собравшиеся на волосистых листьях манжеток, упругие выпуклости раковин, упругая шея джейрана и карабахской лошади и бесчисленное множество других, гибких и вместе исполненных внутренней силы форм волновали меня до щекотания в сердце именно как откровение самой творческой мощи природы"

 

Флоренский П.А. Детям моим. Воспоминания прошлых дней. Генеалогические исследования. Из соловецких писем. Завещание. / Серия "Голоса времен".- М.: Московский рабочий, 1992.- С.86, 90.

 

В.Я.Пропп - советский ученый, автор таких работ: "Морфология сказки", "Исторические корни волшебной сказки", "Фольклор и действительность".

 

В.Я.Проппу принадлежит мысль о возможной реконструкции (воссоздании) первоначального мифа. Этот первоначальный (основной) миф можно восстановить, сопоставив позднейшие мифы разных народов. Если отбросить то, что отличает эти мифы друг от друга, получится первоначальная схема (инвариант).

Позднейшие трансформации (преобразования) представляют собой результат приспособления первоначального мифа к новым условиям (время, место, страна и т.п.).

Именно сочетание изменчивости и устойчивости позволяет мифу функционировать в любых условиях, сохраняя главное (исходную схему).

В своих работах Пропп, например, подробно рассматривает разные тексты о поединке Громовержца и Змея.

Мы же обратимся к более универсальной модели - образу мирового дерева.

Авторы статьи "Древо мировое" в энциклопедии "Мифы народов мира" определяют этот образ как воплощающий универсальную концепцию мира. С помощью древа мирового сводятся воедино общие парные смысловые противопоставления, служащие для описания основных параметров мира.

Мировое дерево имеет множество культурно-исторических вариантов: "ось мира", "мировой столп", "мировая гора", "мировой человек" ("первочеловек"), храм, триумфальная арка, колонна, обелиск, трон, лестница, крест, цепь и т.п.

Вертикальный срез мирового древа (корни, ствол, ветви, т.е. низ. середина, верх) символизирует: основные зоны вселенной (верхнюю - небесное царство, среднюю - землю, нижнюю - подземное царство). Или символизирует прошлое, настоящее, будущее. Или - предков, нынешнее поколение, потомков. А также: три части тела (голова, туловище, ноги), три вида элементов стихий (огонь, земля, вода).

Горизонтальный срез мирового дерева позволяет представить: стороны света, времена года, части суток, цвета, элементы мира.

Представления о древе мировом - это способ упорядочения мира путем введения меры, организации и знаковости. Например, число три означает - обобщенно - любой динамический процесс (возникновение, развитие и завершение). Число четыре - образ идеи статической (неподвижной, устойчивой) целостности (четыре стороны света, времени года). Число семь как сумма двух предыдущих символизирует единство статического и динамического аспектов вселенной.

В культурном развитии всего человечества образ мирового древа является универсальным. Он прослеживается во всех без исключения культурах и отражен в языке, живописи, архитектуре, планировке поселений, ритуале, играх, в ряде особенностей человеческой психики. Позднейшие варианты таких схем широко применяются в современной науке (лингвистика, математика, кибернетика, химия, экономика, социология и т.д.), т.е. там, где рассматриваются процессы "ветвления" из некоего единого "центра".

 

 

 



Хостинг от uCoz