ПЕРВОИСТОЧНИК
"Изучение культуры (и той или иной ее области) на уровне системы
и на более высоком уровне органического единства: открытого,
становящегося, нерешенного и не предрешенного, способного на
гибель и обновление, трансцендирующего себя (то есть выходящего
за свои пределы)".
"Мы
задыхаемся в плену узких и однотипных осмыслений.
Столбовые линии развития литературы, подготовлявшие того или иного
писателя, то или иное произведение в веках (и у разных народов).
Мы же знаем только писателя, его мировоззрение и его современность.
"Евгений Онегин" создавался в течение семи лет. Это так. Но
его подготовили и сделали возможным столетия (а быть может,
и тысячелетия). Совершенно недооцениваются такие великие реальности
литературы, как жанр"
М.Бахтин. Из записей 1970-1971 годов // Бахтин М.М. Эстетика
словесного творчества. - М.: Искусство, 1986. - С. 358, 364.
"Неблагодарность детей другого века: хватаем из стариков, что нам
понравилось, и кричим: "А это наше, а это Хлебников, а это Пастернак".
Впрочем, это вздор, а суть вот в чем: есть элементы системообразующие,
и они неотъемлемы, по ним познается мастерство эпохи и лицо
мастера. А есть случайные открытия, стилистические пророчества;
наше сознание усваивает их как заблудившиеся элементы позднейших
систем. Разумеется, "Дымятся серым дымом домы" - это элемент,
отбившийся от Андрея Белого и футуристов, и, разумеется, наше
восприятие его совершенно фиктивно, так как во времена Державина
он означал нечто другое или ничего не означал"
Л.Гинзбург. Из старых записей. 1920-1930-е годы // Гинзбург
Л.Я. Литература в поисках реальности. - Л.: Советский писатель,
1987. - С. 171-172.
"Разрушение нормы, принявшее массовый характер к концу Серебряного
века, началось во второй половине ХIХ века. Параллельно Достоевскому
подрывом литературного канона занимаются создатели Козьмы Пруткова,
а философского - Ницше, теоретик относительности человеческих
ценностей. У Достоевского, Ницше и далее Фрейда, с его трехъярусностью
человеческой личности, полифония ранее неприемлемых голосов
выходит наружу; затем у декадентов аморализм, демонизм и т.п.
овладевают уже и авторским голосом. Таким образом, Хлебников
предстает как часть, если не вершина, целого культурного переворота
- выламывания из канона и выхода наружу "нехорошего", неблагополучного,
неблагонамеренного, неорганизованного, дестабилизирующего голоса
персонажа"
А.Жолковский. Графоманство как прием (Лебядкин, Хлебников, Лимонов
и другие) // Жолковский А.К. Блуждающие сны и другие
работы. - М.: Наука. Издательская фирма "Восточная литература",
1994. - С. 59.
"Ныне
Пушкин - предмет домашнего обихода, кладезь домашней философии.
Стихи Пушкина как стихи ныне явно принимаются на веру, окаменевают,
став объектом культа. <...>
Мы
склонны говорить о легкости, незаметности техники как о характерной
особенности Пушкина. И это ошибка перспективы. Для нас стих
Пушкина - штамп; отсюда естественный вывод о простоте его. Совсем
иное для пушкинских современников. Обратитесь к их отзывам,
обратитесь к самому Пушкину"
Р.Якобсон. Новейшая русская поэзия // Якобсон Р.О. Работы
по поэтике. - М.: Прогресс, 1987. - С. 273.
"Боря
<Бухштаб>, по ходу своих занятий эгофутуризмом, раскопал
недавно Константина Олимпова (сына К.М.Фофанова), ныне управдома.
Восхищенный тем, что встретил сочувствующую душу, Олимпов продержал
Бориса целый день в давно не топленной комнате, подарил ему
эгофутуристические книжечки и рассказал много замечательного,
- между прочим, следующее.
Попалось ему в 1910 (кажется) году в газете слово "футурист" -
речь шла об итальянцах. Понравилось. "Что ж, - думаю, - Игорь
(Северянин) восемь лет пишет; я тоже немало. Никто внимания
не обращает. Надо что-нибудь попробовать".
Прихожу к отцу: "Папа, мы решили вселенскую школу основать - тебя
предтечей..."
Папа
закричал: "Не смей! Меня в "Новом времени" печатать не будут!
Вот когда умру, тогда делайте что хотите".
И
действительно, Вселенский Эгофутуризм был декларирован только
в 1911-12 годах, после смерти Фофанова"
Л.Гинзбург. Из старых записей. 1920-1930-е годы // Гинзбург
Л.Я. Литература в поисках реальности. - Л.: Советский писатель,
1987. - С. 171.