ПЕРВОИСТОЧНИК
"Возможно
абсолютное тождество двух и более предложений (при накладывании
друг на друга, как две геометрические фигуры, они совпадут),
более того, мы должны допустить, что любое предложение, даже
сложное, в неограниченном речевом потоке может повторяться неограниченное
число раз в совершенно тождественной форме, но как высказывание
(или часть высказывания) ни одно предложение, даже однословное,
никогда не может повторяться: это всегда новое высказывание
(хотя бы цитата).
<...>
В
пределах одного и того же высказывания предложение может повториться
(повтор, самоцитата, непроизвольно), но каждый раз это новая
часть высказывания, ибо изменилось его место и его функция в
целом высказывания.
<...>
Текст
как субъективное отражение объективного мира, текст - выражение
сознания, что-то отражающего. Когда текст становится объектом
нашего познания, мы можем говорить об отражении отражения. Понимание
текста и есть правильное отражение отражения. Через чужое отражение
к отраженному объекту.
<...>
Своеобразная
природа диалогических отношений. Проблема внутреннего диалогизма.
Рубцы межей высказываний. Проблема двухголосого слова. Понимание
как диалог. Мы подходим здесь к переднему краю философии языка
и вообще гуманитарного мышления, к целине. Новая постановка
проблемы авторства (творящей личности).
<...>
Данное
и созданное в речевом высказывании. Высказывание никогда
не является только отражением или выражением чего-то вне его
уже существующего, данного и готового. Оно всегда создает нечто
до него никогда не бывшее, абсолютно новое и неповторимое, притом
всегда имеющее отношение к ценности (к истине, к добру, красоте
и т. п.). Но нечто созданное всегда создается из чего-то данного
(язык, наблюденное явление действительности, пережитое чувство,
сам говорящий субъект, готовое в его мировоззрении и т. п.).
Все данное преображается в созданном. Анализ простейшего бытового
диалога ("Который час?" - "Семь часов"). Более или менее сложная
ситуация вопроса. Необходимо посмотреть на часы. Ответ может
быть верен или неверен, может иметь значение и т.п. По какому
времени тот же вопрос, заданный в космическом пространстве и
т. п.
Слова
и формы как аббревиатуры или представители высказывания, мировоззрения,
точки зрения и т. п. действительных или возможных. Возможности
и перспективы, заложенные в слове; они, в сущности, бесконечны.
Слово,
употребленное в кавычках, то есть ощущаемое и употребляемое
как чужое, и то же слово (или какое-нибудь другое слово) без
кавычек. Бесконечные градации в степени чужести (или освоенности)
между словами, их разные отстояния от говорящего. Слова размещаются
в разных плоскостях на разных отдалениях от плоскости авторского
слова.
Не
только несобственно-прямая речь, но разные формы скрытой, полускрытой,
рассеянной чужой речи и т. п. [1]. Все это осталось неиспользованным.
Лингвистика
имеет дело с текстом, но не с произведением. То же, что она
говорит о произведении, привносится контрабандным путем и из
чисто лингвистического анализа не вытекает. Конечно, обычно
сама эта лингвистика с самого начала носит конгломератный характер
и насыщена внелингвистическими элементами.
Несколько
упрощая дело: чисто лингвистические отношения (то есть предмет
лингвистики) - это отношения знака к знаку и знакам в пределах
системы языка или текста (то есть системные или линейные отношения
между знаками). Отношения высказываний к реальной действительности,
к реальному говорящему субъекту и к реальным другим высказываниям,
отношения, впервые делающие высказывания истинными или ложными,
прекрасными и т. п., никогда не могут стать предметом лингвистики.
Отдельные знаки, системы языка или текст (как знаковое единство)
никогда не могут быть ни истинными, ни ложными, ни прекрасными
и т. п.
Всякое
высказывание всегда имеет адресата (разного характера, разных
степеней близости, конкретности, осознанности и т. п.), ответное
понимание которого автор речевого произведения ищет и предвосхищает.
Это второй (опять же не в арифметическом смысле). Но кроме этого
адресата (второго) автор высказывания с большей или меньшей
осознанностью предполагает высшего нададресата (третьего),
абсолютно справедливое ответное понимание которого предполагается
либо в метафизической дали, либо в далеком историческом времени.
(Лазеечный адресат.) В разные эпохи и при разном миропонимании
этот нададресат и его идеально верное ответное понимание принимают
разные конкретные идеологические выражения (бог, абсолютная
истина, суд беспристрастной человеческой совести, народ, суд
истории, наука и т. п.).
<...>
Автор
никогда не может отдать всего себя и все свое речевое произведение
на полную и окончательную волю наличным или близким адресатам
(ведь и ближайшие потомки могут ошибаться) и всегда предполагает
(с большей или меньшей осознанностью) какую-то высшую инстанцию
ответного понимания, которая может отодвигаться в разных направлениях.
Каждый диалог происходит как бы на фоне ответного понимания
незримо присутствующего третьего, стоящего над всеми участниками
диалога (партнерами). (См. понимание фашистского застенка или
ада у
Т. Манна как абсолютной неуслышанности, как абсолютного
отсутствия третьего [2].)
Указанный
третий вовсе не является чем-то мистическим или метафизическим
(хотя при определенном миропонимании и может получить подобное
выражение) - это конститутивный момент целого высказывания,
который при более глубоком анализе может быть в нем обнаружен.
Это вытекает из природы слова, которое всегда хочет быть услышанным,
всегда ищет ответного понимания и не останавливается на ближайшем
понимании, а пробивается все дальше и дальше (неограниченно).
Для
слова (а следовательно, для человека) нет ничего страшнее безответности.
Даже заведомо ложное слово не бывает абсолютно ложным и всегда
предполагает инстанцию, которая поймет и оправдает, хотя бы
в форме: "всякий на моем месте солгал бы также". К. Маркс
говорил, что только высказанная в слове мысль становится действительной
мыслью для другого и только тем самым и для меня самого [3].
Но этот другой не только ближайший другой (адресат-второй),
в поисках ответного понимания слово идет все дальше и дальше.
Услышанность
как таковая является уже диалогическим отношением. Слово хочет
быть услышанным, понятым, отвеченным и снова отвечать на ответ,
и так ad infinitum [4]. Оно вступает в диалог, который не имеет
смыслового конца (но для того или иного участника может
быть физически оборван). Это, конечно, ни в коей мере не ослабляет
чисто предметных, исследовательских интенций слова, его сосредоточенности
на своем предмете. Оба момента - две стороны одного и того же,
они неразрывно связаны. Разрыв между ними происходит только
в заведомо ложном слове, то есть в таком, которое хочет обмануть
(разрыв между предметной интенцией и интенцией к услышанности
и понятости).
Слово,
которое боится третьего и ищет только временного признания (ответного
понимания ограниченной глубины) у ближайших адресатов.
Критерий
глубины понимания как один из высших критериев в гуманитарном
познании. Слово, если оно только не заведомая ложь, бездонно.
Набирать глубину (а не высоту и ширь). Микромир слова".
1.
Разнообразные формы передачи чужой речи в конструкциях русского
языка - предвосхищенной, рассеянной, скрытой, овеществленной
и замещенной прямой речи, наконец, несобственно-прямой
речи (которой посвящена отдельная большая глава) - были детально
описаны автором еще в 20-е гг. в книге "Марксизм и философия
языка" (с. 109-157).
2. Манн Т. Доктор Фаустус, гл. XXV. – Собр. соч. в 10-ти
т., т. 5. М., 1960, с. 319-320. В беседе с Адрианом Леверкюном
черт дает описание ада как "глубокого, звуконепроницаемого,
скрытого от божьего слуха погреба". Комментируя его в своей
"Истории "Доктора Фаустуса", Т. Манн сказал, что оно "немыслимо,
если не пережить в душе все ужасы гестаповского застенка" (там
же, т. 9, с. 274).
3.
См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 3, с. 29.
4. До бесконечности (лат.).
Бахтин
М.М. Заметки
к неосуществлённому труду. Проблема текста. Опыт философского
анализа // Вопросы литературы. – 1976. - № 10. – С. 122-151.