МУЗЫКА КАК МОЛЧАНИЕ
Среди
"особых примет" постмодерна едва ли не главной стала "тенденция
к молчанию". Ее радикальные проявления хорошо известны:
"4'33" Джона Кейджа, незакрашенные холсты Роберта Раушенберга,
часовой фильм корейца Нам Жун Пайка (и фильмы его последователей)
без всякого изображения, "Поэма в белом платье" из книги графини
Щаповой, "Это я, Елена (интервью с самой собой)", которая состоит
из незаполненных страниц с припиской "переведена на все языки
мира".
Среди
постмодернистских опусов, представленных в Киеве на последних
Форумах музыки молодых, не было подобных радикальных заявок.
Но в названиях произведений - "Проростання тиші" Гугеля, "Хиталася
тиша у небі" Овчаренко, "Музика з тиші" Капырина, "Прогулянка
у пустоті" Полевой, "Вакуум/Ламент" Яан Бас Боллена, - сквозную
тему образует тишина и ее варианты -"концентрированный" (пустота)
и "абсолютный" (вакуум). "Тишина" в музыке, ее "немотство" (вспомним
хлебниковское: "Немотичей и немичей / Зовет взыскующий сущел")
так или иначе "озвучивается" - то ли окружающей средой (как
у Дж. Кейджа), то ли - по воле композитора - исполнителями.
Г.Овчаренко декларирует "прагнення передати різні відтінки
тиші" (своего рода параллель к белому письму в живописи
Марка Тоби) "через нетрадиційні прийоми гри": бесшумное
дутье в инструменты при открытых клапанах, постукивание по клапанам
и т.п. А.Гугель хочет "відтворити дзвеніння тиші", Л.Юрина
выбирает тишину "внутрішнього", в его мир "людина
поринає, заткнувши вуха": "відтворюються звуки, подібні
до природних звучань людського тіла". Идея тишины присутствует
в подтексте программного пояснения "Интермеццо" А.Загайкевич:
музыка "наче зависла" між тим, що вже відзвучало, і тим,
що має (чи може) відбутися". Все закавыченные характеристики
- из авторских пояснений в буклетах Форума. "Музыка как молчание"
освобождает композитора от исполнителя. На современных зарубежных
фестивалях, к примеру, композитор обклеивает стены страницами
своего произведения, давая возможность посетителю "концерта"
"слушать" музыку глазами - в любой последовательности и любое
количество раз. Нечто подобное встречаем уже у Дж. Кейджа, когда
его друзья-художники устроили выставку его графических партитур
(1958 г.), трактуемую как музыкальное событие. Или, скажем,
развешиваются фотографии с лицом композитора или дирижера, отражающие
разные состояния эмоционального переживания музыки. "Слушателю"
предписывается, сколько минут и в какой последовательности смотреть
на каждую фотографию и таким образом через визуальные впечатления
конструировать внутренним слухом музыкальное нечто. Теоретическим
обоснованием "молчащей музыки" служит представление о слушателе
как о "сотворце" произведения. "Открытость" произведения становится
таким образом абсолютной, а провозглашенная Роланом Бартом "смерть
Автора" являет в подобных опусах последнюю стадию его агонии.
Но только ли с постмодерном связан феномен "музыки как молчания"?
Например - пауза. Как складывается ее судьба в
истории музыкального искусства? Для кого-то она - знак препинания,
а для кого-то нечто большее... Генеральная пауза - как знак
молчания... Какими смыслами может быть оно заряжено? Это и трагический
провал в небытие - в I части VI симфонии П.Чайковского (перед
репризой побочной), и конструктивный элемент в "Візерунках"
Л.Грабовского (своего рода аналог белого пространства на вышитом
холсте). Или - "молчащие", "выпадающие" такты в финале Второй
симфонии Б.Буевского, создающие ощущение стоп-кадра, - остановившегося
мгновения, застывшего в памяти изображения (ощущение, усиленное
тем, что музыканты беззвучно имитируют игру, "исполняя" "выпавший"
такт). А "каденция-визуале" в Четвертом скрипичном концерте
А.Шнитке, когда скрипач играет во все более высокой тесситуре
и, наконец, словно вырываясь за пределы возможного, "играет"
по воздуху... История паузы - какой детективный исследовательский
сюжет! Вспомним хотя бы отточия в пушкинском "Евгении Онегине",
которыми отмечены пропущенные строфы и даже целая глава. Эти
умалчивания вызваны вовсе не цензурными соображениями, а играют
важную роль в "словесной динамике произведения" (Ю.Тынянов).
Вспомним о "белых страницах" С.Малларме или - об изобретенной
Василиском Гнедовым "Чистой паузе" - его "Поэме конца" (по свидетельству
современников, она "читалась" движением руки и была, таким образом,
первым жестовым стихотворением в русской поэзии). Размышления
о молчании, тишине знакомы едва ли не всем, кто занимается искусством
(особенно тем, кто работает со звуком, - музыкантам, поэтам).
Речь идет не просто о "теме тишины", "теме молчания", часто
слитой в их творчестве с темой сна, смерти (здесь примеров много,
особенно у символистов), а именно о стремлении понять сущность
феномена. Опуская хорошо всем знакомый гениальный silentium
Ф.Тютчева, напомню хотя бы несколько высказываний. С.Лифарь:
тишина - "самый страшный и самый сильный звук вселенной в
ее быстром беге" (выделено мной - Е.А.) [2, с. 13]. Почти
то же у О.Уайльда:
"А тишина еще страшнее,
Чем грозный, медный звон"
("Баллада Редингской тюрьмы", перевод К.Бальмонта).
Обратим внимание, что тишина здесь - не пустота, она звучит. К.Бальмонт:
Тончайший звук, откуда ты со мной?
Ты создан птицей? Женщиной? Струной?
Быть может, солнцем? Или тишиной?
("Звук").
Б.Пастернак:
Тишина - ты лучшее
Из всего, что слышал.
А
вот поэт о поэте - Анат. Найман об Иосифе Бродском: "Если
поэт - это звучащий язык, то когда поэт умолкает, наступает
не тишина, а минус-речь". Геннадий Айги даже вводит
понятие "Мастерство-Молчания". Очень интересны его размышления
на эту тему:
-
Паузы - место преклонения: перед Песней.
-
Мои строки - лишь из отточий. Не''пустота", не "ничто", - эти
отточия - шуршат (это "мир сам по себе").
-
Мощно молчит Бетховен.
В
музыке начала века также встречаем и произведения о молча-нии
("Остров мертвых" С.Рахманинова, "Молчание" Н.Мясковско-го",
"Сад смерти" С.Василенко и др.), и "чистую паузу" - правда,
только в проекте - у А.Скрябина (периода "Мистерии"), говоривше-го,
по свидетельству Л.Сабанеева, о произведении, состоящем из одного
молчания, из мелодий, заканчивающихся в жесте. Скрябин не нагружает
тишину звуками внешнего мира, как Кейдж, им ру-ководит "страстная
жажда исчезновения материи", стремление к воссоединению с Абсолютом"
[З, с. 35]. В современной украинской музыке есть немало прекрасных
стра-ниц "молчания", творимого музыкой. Как передать молчание
при-роды, из которой ушла жизнь? Е.Станкович в трио "Музика
рудого лісу" для скрипки, виолончели и фортепиано (1992, отклик
на Чер-нобыльскую трагедию) блистательно решает эту задачу.
Манеру его письма здесь можно сравнить с техникой графического
рисунка. В крайних частях трио (в произведении три части) рисунок
словно растушеван, его контуры смазаны: преобладает флажолетная
техни-ка, узкообъемные глиссандирования, "расплывающиеся" пятна
кластерных созвучий (фортепиано во 2-3 октавах), предельно тихая
звучность. Партии трио не вертикализуются, не складываются в
согласный ансамбль. Каждая живет в своем измерения, а их метро-ритмическая
несинхронность и техника несерийной додекафонии, освобождающая
звуки от ладотональных тяготений, усиливает ощу-щение разобщенности.
Повисающие в акустической "пустоте" капли-звуки, паутинные нити
флажолетов, монотония остинатных круже-ний (их формулы меняются)
создают зримое ощущение безжизненного ландшафта, небытия природы.
В ее мертвом про-странстве "затерялось время" (А.Фет), оно утратило
вектор - буду-щее, превратилось в бесконечно длящееся настоящее.
Очень значительно "молчание" у В.Сильвестрова, и самый ха-рактерный
в этом плане опус - Misterioso для кларнета соло (1996). Голос
кларнета подзвучивается роялем, на котором играет сам клар-нетист.
Слушая Misterioso, понимаешь Геннадия Айги, писавшего о двух
разных "молчаниях": "Молчании - тишине с "содержанием", -
нашим" и о "тишине - с молчанием ушедших". "Небытия нет.
Все естествует". В произведении Сильвестрова "слышатся"
оба эти мол-чания. Сотканное из простейшего (по видимости) материала
- звуковые "уколы", вибрация на одном звуке, басовые тремоло,
свирельные наигрыши (типично сильвестровские секвенционные струения)
- Misterioso производит впечатление потрясающего душу соприкоснове-ния
с запредельным. Молчание присутствует здесь и как образ, со-здаваемый
звуками, и как реальная "тишина с содержанием", и как "инобытие"
тематизма. Интонационные вспышки ("уколы" разгорающихся и затухаю-щих
vibrato) воспринимаются как направленные звуковые лучи. Эти
энергетические посылы вызывают ответную вибрацию - даль-ний
гул басовых тремоло, мерцания свирельных пассажей, "зависа-ющих"
в разреженном звуковом пространстве. Интонационные раз-ряды,
сгущаясь, вызывают прекрасное видение - одиноко льющую-ся печально-светлую
мелодию, сотканную из самых узнаваемых романтических формул.
Замолкая, тема вновь и вновь всплывает, с каждым разом отдаляясь,
словно теряя силы. Жизненная энергия звука иссякает, и фиоритуры
кларнета все чаще окутываются "ветром"("ветер" - шипящий полусвист
на "у" - в тоне указанной ноты (пояснение композитора в клавире
Misterioso) и, в конце концов, "обеззвучиваются": имитируются
шумом дуновений ("ветер" без зву-ков, но как бы окрашенный в
выписанные в клавиатуре нотные фразы). Материальная ипостась
звука окончательно исчезает, пере-ходит в "метафизическое измерение"
- в ставшую музыкой тишину, где ведут безмолвный диалог "молчание
ушедших" и "памятное молчание" живущих. 12 секунд тишины завершают
это пророчес-кое произведение... (Вскоре после создания Misterioso
из жизни ушла жена композитора - Лариса Бондаренко).
В
чем разница между "музыкой как молчанием" и "молчанием
как музыкой"? Есть в эллинистической математике понятие
гномон - геометрическая фигура, которая образуется,
если из нарисованно-го параллелограмма "вынуть" меньший, подобный
ему параллелограмм. Оболочка, обнимающая пустоту, и будет гномоном.
В постмодернистских опусах из "молчания" "вынут" смысл. Оно
обнимает пустоту. Случайно ли "пустота" (гномон молчания) стала
одной из главных метафор культуры постмодерна? С чем связаны
его "Прогулки в пустоте"? Вспомним, как пророчески описывает
наше время (для героев романа оно - прошлое) Г.Гессе: "Неуверенность
и неподлинность духовной жизни того времени, во многом другом
отмеченном энергией и величием, мы, нынешние, объясняем как
свидетельство ужаса, охватившего дух, когда он в конце эпохи
вроде бы побед и процветания вдруг оказался лицом к лицу с пустотой
(подчеркнуто мной - Е.З.), с большой материальной нуждой,
с периодом политических и военных гроз, с внезапным недоверием
к себе самому, к собственной силе и собственному достоинству,
более того - к собственному существованию" [1, с. 31-32].
Библиографическая справка
1. Гессе Г. Игра в бисер. - М., 1992.
2. Лифарь С. Страдные годы. - К., 1994.
3. Сабанеев Л. Скрябин. - М., 1923.
Елена Зинькевич