ЧТО
НАМ ДЕЛАТЬ С МЕСОПОТАМИЕЙ,
или
Что
такое культурология и какое отношение
к ней имеет журнал "Зеленая лампа"?
Самый
первый вопрос, заданный нам читателями: "Что такое культурология?".
Именно он утвердил нас в мысли о том, что, избрав такое направление,
мы поступили правильно. Ведь культурология уже давно и активно
изучается в учебных заведениях. И одновременно... не изучается.
Потому что этот предмет очень часто, называясь культурологией,
представляет собой любую другую смежную дисциплину, а иногда
и вовсе далекую. В лучшем случае изучается история культуры
- с датами, цифрами и всякого рода запоминательными усилиями.
В худшем... Впрочем, разновидности "некультурологии" настолько
пестрые, что и классифицировать трудно. И вот в определенные
дни в библиотеках выстраиваются очереди из жаждущих получить
книгу о Месопотамии (например). А поскольку библиотеки явно
не готовы принять сразу в короткий период всех жаждущих приобщиться
к культуре Месопотамии, то и большая часть "месопотамского"
народа уходит разочарованной. А если вдуматься: зачем нормальному
человеку Месопотамия? Куда он ее в своей маленькой голове денет,
на какую полочку поставит? С чем она у него в памяти свяжется-склеится?
Поваляется-поваляется, да и припадет пылью. А если попробовать
закладывать информацию блоками, да еще склеивать самым надежным
клеем - эмоциональной памятью? Тогда и для Месопотамии место
найдется. А еще лучше - просто дать человеку в руки инструмент,
при помощи которого он сможет сам смастерить себе любое знание
о любом явлении культуры. Вот просто так подойти, например,
к явлению искусства, и понять его без экскурсовода.
Именно для этого существует наука культурология. Значение этого
термина нетрудно расшифровать: логос - слово, учение; культурология
- учение, наука о культуре. И вот тут возникает "простенький
вопросик": а что такое культура? Ну, если абстрактно, обобщенно
- то это вообще нечто возделанное, обработанное. Тогда природа
- это не культура. Но не культура ли? Потом еще одно. Культуру
часто противопоставляют цивилизации. В таком случае автомобиль,
телевизор, телефон нужно исключать из сферы культуры. Остается
одно: причислять к явлениям культуры все, что каким-то образом
осмыслено, прожито, прочувствовано человеком, вошло в его духовный,
интеллектуальный, материальный опыт. И тогда представление о
том, что такое культура, может возникнуть из простой, незамысловатой
и в то же время мудрой притчи. Вот эта притча. Однажды американец
увидел прекрасный английский газон. И захотелось ему завести
у себя такой же. Американец спросил у хозяина газона: "Как вам
удалось добиться этого?" Англичанин улыбнулся и сказал:
"Ничего сложного. Нужно только аккуратно подстригать и поливать
его каждый день в течение двухсот лет".
Уже
в 1964 году американские ученые собрали 257 определений понятия
культуры. Предполагается, что к 1987 году количество этих определений
удвоилось. А с 1987 года прошло уже десять лет...
Из
всех доступных нам определений мы выбрали такое: "Согласно наиболее
распространенному сегодня пониманию этого термина, культура
есть смыслонесущий и смыслопередающий аспект человеческой практики
и ее результатов, символическое измерение социальных событий,
позволяющих индивидам жить в особом жизненном мире, который
они все более или менее понимают, и совершать поступки, характер
которых понят всеми остальными" (Введение в культурологию /
Рук. авт. коллектива и отв. ред. Е.В.Попов.- М.: Владос, 1995).
А
какое отношение к культурологии имеет наш журнал? Неужто он
будет скучной, занудной дисциплиной? Ни в коем случае! Наука
о культуре не может быть занудной! Тем более журнал, ни в коей
мере не ставящий своей задачей подменить собой учебный предмет.
Мы только будем стараться в увлекательной форме сообщать вам
нужные сведения, вводить культурологические понятия - малыми
дозами, иногда отдельно, в рамочке (не хочешь - не читай), иногда
скрыто (например, в "детских" рубриках), на подсознательном
уровне. А иногда - серьезно, в полный голос. Непонятно - можно
посмотреть в словаре или вообще отложить до лучших времен статью
подобного рода. Заметили вы, например, что в первом номере мы
ввели понятия рамы (рамки) художественного произведения, программности
и сюжетности, познакомили с техникой коллажа и рассказали о
таком направлении в искусстве, как "реди мейд"? Что мы сообщили
о теории психоанализа, разработанной Зигмундом Фрейдом, ознакомили
с теориями Л.Выготского, А.Жолковского, А.Потебни?
А
сколько еще неузнанного, непознанного, пребывающего для нас
в "невидимой реальности"? (Об этой теории мы тоже расскажем).
И
еще. Каждый последующий номер (начиная уже с этого) мы планируем
посвящать одной какой-то теме или проблеме, рассматривая ее
во всевозможных аспектах. И если кто-то из вас пожелает принять
участие в обсуждении этой проблемы - пишите, звоните...
Тамара Борисова