Выборочная библиография трудов, связанных с исследованием, введением
в научный обиход и популяризацией творчества Леся Курбаса:
Диссертация-монография "Режисcер Лесь Курбас" (20 а.л.), Москва 1971.
Первое
и до сих пор единственное фундаментальное исследование о режиссуре
Курбаса. (Всесоюзный институт искусствоведения, Москва). Кандидатская
диссертация, поддержанная народным артистом СССР Ю.Завадским,
академиками Е.Кирилюком и Л.Новиченко, докторами наук А.Дейчем,
С.Дрейденом, Н.Кузякиной, М.Пархоменко и др., содействовавшая
введению новой концепции театра Курбаса в Москве (Театральный
институт - ГИТИС), в Латвии и Литве, в ряде новейших справочников
и энциклопедий.
Істина
була його пристрастю // Ранок (Київ). - 1967.- Ч. 9.
Лесь
Курбас // Театр (Москва). - 1968. - № 4.
Еще
о Курбасе // Театр (Москва). - 1970. - № 12.
Режиссерское искусство Леся Курбаса. Автореферат диссертации. - М.,
1970.
Лесь
Курбас. З історії радянської режисури // Сучасність (Мюнхен).
- 1969. - Ч. 8.
Курбас
Лесь // Большая советская энциклопедия. Т. 14. - М., 1973.
Едвард
Гордон Крег та його теорія "ідеального театру" // Крег Е. Про
мистецтво театру / Переклад з англ. Н.Корнієнко та Л.Танюка.
- К., 1974.
Микола
Кулиш. Пьесы (составление, публикация и сценическая история
пьес выдающегося драматурга. - М.: Искусство, 1980.
Лесь
Курбас и художники // Советские художники театра и кино (Москва).
- 1983. - № 5.
О
"Вечном бунте" М.Кулиша (первая публикация пьесы и ее анализ)
// Современная драматургия (Москва). - 1983. - № 4.
Біля
джерел сценографії (до 100-річчя з дня народження Вадима Меллера)
// Наука і культура (Київ). - 1985. - Вип. 19.
Театр
"преображения" // Театр (Москва). - 1987. - № 9.
Театральная эстетика Леся Курбаса // Лесь Курбас. Литературное наследие.
Искусство. - М., 1987, 1988.
Людина,
призначена театрові // Вінницька правда. - 1987. - 25 лютого.
Лесь
Курбас - основоположник українського радянського театру // Courier
UNESCO (32 мовами). - 1987. - Вересень.
Із
сценічної історії п'єси "Народний Малахій" М.Куліша // Прапор
(Харків). - 1988. - Ч. 1.
Лесь
Курбас. Етична енергія театру (Штайнер - Сковорода) // Філософська
і соціологічна думка (Київ). - 1989. - Ч. 1.
Discovering Master // Ukrajinska Avangarda 1910-1930. Zagreb. 1990-1991.
Одісея
віри й Ухт-Печлагу // Березіль (Харків). - 1992. - № 3-4.
Детективная история без финала (Курбас - Михоэлс - Король Лир). Гипотеза
// Театральная жизнь (Москва). - 1993. - № 10.
Чарлі
Чаплін українського театру (до 100-річчя з дня народження Йосипа
Гірняка) // Українська культура (Київ). - 1995. - Ч. 7-8.
Новый
украинский театр // Ренессанс (Киев). - 1996. - № 13.
Актор
як метафізична проблема (Курбас - Гірняк. Сучасні новітні наукові
підходи) // Український театр (Київ). - 1997. - Ч. 1.
Последний
"вольный" шедевр Леся Курбаса, или "Великая депрессия" в Польше
// Ренессанс (Киев). - 1997. - № 17.
"Народний
Малахій" Курбаса-Куліша. Семантика і поетика сакрального і квазісакрального
// Лесь Курбас. Мар'ян Крушельницький. "Березіль". - Харків,
1997.
Коронна
роль Леся Курбаса // Укрінформ (Київ). 1997. - Лютий. Ukraine.
1920-1990. Очерк // The World Encyclopedia of Contemporary Theatre.
Vol. 1. Europe. London - New-York, UNESCO. 1994-1999.
А
также - свыше 100 выступлений на научных конференциях в Киеве,
Львове, Москве, Торонто, Монреале, Вене, Нью-Йорке, Вашингтоне,
Чикаго, Детройте, Вроцлаве, Варшаве, Кракове, Иерусалиме, Ереване,
Сухуми и др. с темами:
-
Лесь Курбас в контексте мирового театра.
-
Курбас в контексте европейского театра.
-
Курбас и европейский авангард.
-
Курбас и русский театр.
-
Курбас и стратегия целостности (социология и социальная психология
театра).
-
Эвристические модели театра Курбаса.
-
Антропософия и Лесь Курбас.
-
Этические системы в культуре - и Лесь Курбас.
-
Метафизика в театре.
-
Актер школы Курбаса. "Интеллектуальный арлекин".
-
Лесь Курбас и Соломон Михоэлс. Гипотеза (новые методологические
принципы современного искусствоведения).
-
Театр как субъект метафизики.
-
Йосип Гирняк - alter ego Курбаса.
-
Марьян Крушельницкий.
-
Сценографические концепции украинского театрального авангарда
и другие.
Выступила
инициатором и автором концепции создания Международного Центра
Леся Курбаса: Киев - Торонто - Нью-Йорк. В 1989 году была избрана
его Президентом. В Центр вошли: проф. Юрий Шерех-Шевелев (Нью-Йорк),
проф. Роман Сербин (Монреаль), проф. Романа Багрий (Торонто),
режиссер Вирляна Ткач (Нью-Йорк), театровед Валерьян Ревуцкий
(Ванкувер), режиссер Лесь Танюк (Киев), театровед Александр
Свободин (Москва), философ Леонид Плющ (Париж) и другие.
Разработала концепцию Центра Леся Курбаса (Украина) как альтернативного
научно-исследовательского и театрально-экспериментального учреждения,
с использованием новейших сценических технологий.
Реализовала этот проект (1995) в Киеве. Центр Леся Курбаса работает
в международном режиме. Он был представлен в Англии (Королевский
театр - приглашение на программу театрального менеджмента);
в Индии (мастер-классы Центра), спектакли Центра демонстрировались
в Польше и США, Австрии и России, Венгрии и Канаде, Франции
и Швейцарии. Научные сотрудники Центра выступали с докладами
на научных конференциях в Вене, Львове, Киеве, Харькове, Марселе,
Москве, в структурах Европейского Союза, на Всемирном конгрессе
"Новейшие театральные исследования", в Женеве, Тарту и др. Центр
Леся Курбаса подготовил к печати 4 монографии: Сергей Данченко.
Беседы о театре (автор проекта, запись, комментарий Елены Коваленко);
Нелли Корниенко. Лесь Курбас : репетиция будущего; Нелли Корниенко.
Украинский театр в канун Третьего тысячелетия. Поиск (Картины
мира. Ценностные ориентации. Язык. Прогноз); коллективное исследование
- Украинский театр. ХХ столетие. Центр разработал Международный
многолетний проект "Мастер-классы мировой режиссуры - Украине.
Попытка духовной вертикали". Осуществлены два этапа этого проекта:
"Центр Леся Курбаса - Театр-лаборатория Ежи Гротовского (Украина
- Польша - Франция)". Мастер-классы Зигмунта Молика - 1-й этап.
"Тени забытых предков" (Украина - Канада). Мастер-классы Григория
Гладия - 2-й этап.