На главную страницу "История с географией" Выпуски журнала 1996-2004 гг. Последний номер - 1/2004 г. Новый номер - 1/2005: "Я" и "Другой" Здесь могла быть Ваша статья Алфавитный список статей Наши авторы Параллели и меридианы Добавить свой сайт Анонсы, объявления, новости Добавить новость или объявление Новый ресурс по семиотике!!! "Не ходите сюда, пожалуйста!" Наши проблемы Гостевая книга "Я к вам пишу...": green_lamp@mail.ru borisova_t@rambler.ru Эти же адреса можно использовать для контактов с нашими авторами Сюда же можно присылать статьи на темы, имеющие отношение к направлению журнала ("чистая" семиотика, семиотика культуры, культурология, филология, искусствоведение и т.п.). Как стать нашим автором? Стать нашим автором очень просто. Нужно взять свой текст в формате Word или (что еще лучше) HTML и прислать по одному из адресов "Зеленой лампы". Особо хотим подчеркнуть, что у нас нет "своего круга" авторов, мы открыты для всех. (Но и своих постоянных авторов очень любим). Нет ограничений и на объем статьи, на количество статей одного автора, помещаемых в номер. Главные критерии при отборе материала - профессионализм, талант, "блеск ума и утонченность чувств" авторов, соответствие теме номера (кстати, темы можно предлагать, возможно, именно ваша статья и предложит тему одного из следующих номеров). Единственная просьба - не присылать материалов просто для "факта публикации": у нас есть смешные устремления к "гамбургскому счету" - свободному научному общению без каких бы то ни было конъюнктурных соображений... Ну и - ждем вас! Пишите! Когда, уничтожив набросок,Ты держишь прилежно в уме Период без тягостных сносок, Единый во внутренней тьме, И он лишь на собственной тяге Зажмурившись, держится сам, Он так же отнесся к бумаге, Как купол к пустым небесам. Осип Мандельштам. Восьмистишия (№ 6)
|
СИМФОНИЧЕСКИЕ ГИПЕРБОЛЫ
(о музыке Евгения Станковича)
Впрочем,
Музыка всегда
бездонна.
Это значит
-
Хвалят иль
порочат -
Каждый в ней
находит то, что хочет.
Хочет - сказки,
хочет - были,
Крылья эльфов
или крылья моли.
Колокол, рожок
автомобиля...
Леонид Мартынов
От автораЕсть
две категории книг о музыке: труды "специальные" (в них редко
заглядывает "широкий читатель": слишком сложно и потому скучно)
и "популярные" (их гордо обходят стороной профессионалы). Эта
книга адресована и тем, и другим, а проще сказать, меломанам,
т.е. тем, кто любит музыку. Мы как-то забыли изначальный смысл
слов "меломан", "любитель", связав их навечно с понятием дилетантизма,
полузнания, едва ли не невежества. Истинные любители музыки
есть и среди профессионалов (как ни парадоксально это звучит),
и среди представителей немузыкальных профессий, и последние
порой не уступают музыкантам по широте своих познаний, не говоря
уже о способности наслаждаться искусством (увы! - порой утрачиваемой
специалистами).
Двойной адресат предопределил и двойную задачу книги: "раскодировать"
произведения Станковича, разобраться в их "устройстве" (что
невозможно без научного инструментария) и в то же время не "убить"
их эмоциональный аромат. Пережить музыку как слушатель - и донести
до читателя ее душу. Кому-то больше пригодится аналитический
пласт книги, для кого-то музыковедческие разборы покажутся слишком
сложными и специальными - что ж, можно при чтении их пропустить.
Я
не считаю свои соображения истиной в последней инстанции, ведь
любое мнение субъективно. Может быть, кто-то слышит иначе -
музыка всегда больше всех разговоров о ней. Может, кто-то упрекнет
меня в излишней пристрастности - и будет прав. "Для того, чтобы
иметь суждение о вещи, надо в этой вещи жить и любить, - говорила
Марина Цветаева. - ...Чтите и любите меня как свое, тогда вы
мне судьи" [1]. В.Белинский называл это состояние влюбленности
в анализируемый материал "добровольным подчинением" [2].
Главный персонаж книги - музыка, а не ее автор. Поэтому здесь не
будет биографических подробностей и рассказов о наградах и занимаемых
должностях. Хотя - что естественно - через музыку проступит
и личность ее творца, ибо, как справедливо заметил Самюэль Батлер,
"любое человеческое творение, будь то литература, музыка или
живопись, - это всегда автопортрет [3].
1. Марина
Цветаева об искусстве. - М., 1991, с. 34, 35.p> 2. Белинский
В. Полное собр. соч., т. 7. - М., 1955, с. 310. 3. Цит. по:
Вопросы литературы, 1993, вып. III.
Щедрость таланта Когда
пытаешься определить суть любого большого явления - а к таким
я безусловно отношу Евгения Станковича - краткая словесная
формула никак не дается: слишком многое надо в нее вместить.
Поневоле начинаешь надстраивать все новые и новые этажи характеристик
(помните эти ритуальные фразы портретных статей - масштабность
замыслов, образное богатство, широкий жанровый диапазон и т.п.),
но добившись желанной полноты, вдруг обнаруживаешь, что эта
многочленная формулировка мертва... Она не рождает эффекта портретного
сходства, вызывая обратное действие: блочно-типового уныния.
А потому, отбросив регламенты академического музыкознания, поделюсь
сугубо личным ощущением, с которым, возможно, согласятся не
все. Мгновенная ассоциация, возникающая у меня при мысли о Станковиче,
- неискоренимо жизнелюбивый, талантливый и великодушный бургундец
Кола Брюньон, тот, что "за многое брался, многое пытался, хватал,
смаковал и никогда жить не уставал" (Р.Роллан). Та же неукротимая
жизненная энергия, настоянная на животворных соках народного
творчества, кипит и торжествует в музыке Станковича, бросает
отсвет и на человеческую стать его - высокого, сильного, плечистого.
Пусть не удивляет такая "интернациональная" параллель - это
ли не показатель подлинной масштабности таланта!
Композиторскому голосу Станковича не пришлось пробиваться через
плотный хор коллег: он был сразу услышан. А это, согласитесь,
нелегко в наше густо заселенное музыкой время (сравните с ситуацией
вековой давности: рядом с "Кучкой", пусть и "Могучей", нынешняя
мощная армия творцов выглядит небывалым демографическим взрывом!).
И не только был услышан, а очень быстро набрал силу. И вот уже
(в первые же послеконсерваторские годы) Станкевич - признанный
лидер своего поколения, молодежи 1970-х, а вскоре - одна из
главных фигур украинской музыки в целом.
Внешне линия его судьбы выглядит весьма эффектно в своем стремительном
восхождении: парень из Свалявы, выросший в обычной трудовой
семье (родители - учителя), - и ведущий композитор, отмеченный
всевозможными премиями, званиями, регалиями. Этикет портретного
жанра требует здесь привычного умиления подобной метаморфозой.
Но, может быть, пора перестать умиляться тем, что должно быть
нормой жизни? Талант и труд всегда лежат в основе любой состоявшейся
судьбы, и Станкович - не исключение. Это сейчас режиссеры и
хореографы стараются заполучить его в соавторы, справедливо
усматривая в этом гарантию успеха. Это сейчас - на временном
удалении - кажется, что все было сказочно быстро: он и печатался,
и исполнялся, и избирался - прямо-таки идеальная иллюстрация
к одному из расхожих лозунгов (а по сути - очередной мифологеме)
советской эпохи - "молодым везде у нас дорога". Но Станковича
не подсаживали на высоты Парнаса. И действительность - с ее
суровой прозой - была и проще, и сложнее.
Елена Зинькевич
(Полный
текст монографии см.: Елена Зинькевич. Симфонические гиперболы (о музыке Евгения Станковича)
// Регулярный сад (научное приложение к журналу "Зеленая лампа").
- Сумы, 1999. - Вып. 1. - 252 с.)
|
|