ДАО И КОМПЬЮТЕР -
"две вещи несовместные"?
Наверное, многим не раз приходил в голову "простой
и естественный" вопрос: почему именно Япония стала страной компьютеров?
Почему она, а не какая-нибудь другая страна оказалась "впереди
планеты всей" в этой области? Ведь в расхожем представлении
Япония - это то, где ходят в кимоно, носят замысловатые прически
и вообще принадлежат к древнейшей, архаической культуре. Да,
действительно: через китайскую (а эта страна сыграла в судьбе
Японии роль, сходную с ролью Греции по отношению к Риму) японская
культура уходит в такие древние глубины, что голова может закружиться,
если попытаешься заглянуть в них. И вдруг - передовая компьютерная
страна. Но вдруг ли?
Сначала попробуем сопоставить два взгляда на мир,
две философии: западную и восточную.
Европейские тенденции трактовки положения вещей таковы.
Первая - тенденция разделения, противопоставления
одного другому: непрерывного прерывному, совершенного несовершенному,
активного, благого, разумного начала - пассивной, инертной материи.
Вторая - следующий отсюда вывод об изначальном несовершенстве
мира: он хаотичен в своей основе и нуждается в переделывании,
в участии извне. Третья тенденция - отсюда же происходящая идея
творения, установка на творчество, творческую силу человека,
призванного преобразовать мир. И четвертая - вера в существование
первоначала, приводящая к признанию последовательного, причинно-следственного
типа связи, к вытягиванию круга в линию, к идее восхождения.
Этот тип мышления называется линейным, одномерным.
Совсем по-другому смотрят на вещи восточные философы.
Сунский философ Чжун Си (1130-1200) написал: "И понял я Предел
Великий: в нем обе Формы коренятся". Т.П.Григорьева (статья
"Образы мира в культуре: встреча Запада с Востоком", на которую
мы здесь частично опираемся, опубликована в книге "Культура,
человек и картина мира". -М.: Наука, 1987) так комментирует
эти слова: "И эта мысль всеобъемлюща: двуединство - свойство
вещей: мир бинарен, амбивалентен по своей природе. В тайцзи
в потенции содержатся все пары: темное и светлое, покой и движение
(инь-ян). Само движение двуедино, едино с покоем, исходит из
покоя и возвращается в него, и двусторонне, направлено "туда-обратно",
не только последовательно, но и одновременно, движение и прерывно
и непрерывно одновременно. Все развивается в прямом и обратном
порядке. "Изменения есть образ движения туда-обратно", - сказано
в том же комментарии к "Ицзину" ("Книге перемен"). Все по необходимости
проходит стадии сжатия-расширения, вдоха-выдоха, прилива-отлива".
Не напоминает ли это вам, во всяком случае, тем,
кто хоть как-то соприкасался с компьютерами, основной принцип
организации и функционирования этого сложнейшего устройства
(так и хочется сказать - организма)? Чередование ноль-единица,
ноль-единица, иными словами, есть напряжение - нет напряжения,
и так миллионы-миллиарды раз в секунду... А если учесть мнение
философа М.Кузнецова (статья "Текст, гипертекст и интерактивное
телевидение", журнал "Декоративное искусство".- 1996.- №1) о
происходящих в дигитальной среде (натуральной, в том числе компьютерных
рядах натуральных чисел) процессах "пространственно-временного
"распредмечивания" и "опредмечивания", параллельно продолжающих
существовать (или нет) в мире реальном событий и явлений"?
С компьютером в нашу жизнь и культуру пришло понятие
так называемого жесткого и мягкого текста. Жесткий текст - книга,
рукопись ("Что написано пером, того не вырубишь топором"). Это
явление письменной культуры (а была еще дописьменная). Мягкий
текст - явление экранной культуры (например, экран монитора
в компьютере). Мягкий текст в любую секунду можно изменить:
стереть слово или его форму, стереть изображение, перейти с
программы на программу, поменять шрифт, величину букв, сменить
язык. Он одновременно и такой, и другой - он всякий.
Сравним два высказывания. Первое: "Вообще восточное
Небытие напоминает состояние физического вакуума - ноля, когда
положительные и отрицательные заряды уравновешены, пребывают
в покое, но обладают потенцией бытия, движения" (Т.П.Григорьева).
Второе: "Существовать в мире, для которого уже более не является
определяющим четкое выделение полюсов "я" и вне "меня" сущей
реальности, в котором контуры и того и другого становятся расплывчатыми
и неопределенными <...>, является делом весьма малопривычным
для современного человека" (М.Кузнецов, Текст, гипертекст...).
Добавим: делом малопривычным для европейского человека.
Итак, вы приходите, включаете компьютер -и "Великие
силы Поднебесной, будучи долго разобщенными, стремятся соединиться
вновь и после продолжительного соединения опять распадаются..."
(Ло Гуань-чжун."Троецарствие").
Тамара Борисова