ВИЗУАЛЬНАЯ КОНСТРУКЦИЯ БЫТИЯ БУМАЖНОЙ КУЛЬТУРЫИсторически художественное сознание всегда стремилось представить трехмерное пространство на двухмерной плоскости, достигая при этом колоссального визуального успеха. Это, однако, противоречит человеческому восприятию. Дело в том, что мы привыкли считывать, декодировать информацию с листа бумаги, с любой другой двухмерной плоскости, как 2D-культурной доминанты.
Восприятие окружающего пространства в реальном времени – четырехмерно, так как включает в себя категорию времени, что дистанцирует такое восприятие от идеи трехмерности. Декодируется этот поток информации образами и мыслями, имеющими двухмерную конструкцию.
Мы – люди бумажной культуры. Лист, плоскость для нас священны... Визуальное мышление, как и текстуальное восприятие, у нас преимущественно двухмерно. Впрочем, и с трехмерными изображениями в искусстве все обстоит не так просто.
Долгое время искусство в своей визуальной конструкции бытия обходилось без трехмерности. И это не приводило к искажению или затемнению смысла послания. Так, иконопись несет в себе намного больше информации, чем, скажем, реалистическая картина на ту же тему. По своей визуальной смысловой структуре икона – самое органичное творение. Ни одно художественное направление не смогло достичь высочайшего уровня иконописи. О гармоничности, законченности и открытости иконы писали такой глубокий мыслитель, как отец Павел Флоренский, и такой авторитетный искусствовед, как М.В. Алпатов. А Рудольф Арнхейм подкрепил теоретические выкладки экспериментами в сфере практической психологии.
Вообще, эта проблема намного глубже чисто визуального восприятия. К тому же это и гносеологическая проблема, не особенно разработанная в современной философии, но в искусстве она проявилась в полной мере!
До сих пор по-настоящему трехмерное пространство еще не удалось смоделировать никому. Понимая недостаточность своих усилий, некоторые художники уходили в супер- и гиперреализм. Но технические условности, художественные хитрости, оптические иллюзии не способствовали чистоте идеи о трехмерном изображении и не могли никого удовлетворить. Моделировать пространство в трехмерной конструкции очень нравилось супрематистам, но оживить и по-настоящему визуализировать их опыты можно только скульптурными или театральными приемами. Попытка разрешить проблему, использовав новый для XX века прием инсталляции или перфоманса, направление которому задали дадаисты, не увенчалась успехом из-за неискоренимой печати театральности. 3D-графикой возможно прорывать двухмерную плоскость, но бессмысленно – четырехмерное пространство. Аффектность трехмерного изображения в печати, на экране монитора или телевизора создает колоссальное ощущение дискомфорта в сознании. Поэтому так возросло влияние и значение 3D-графики, идущее в первую очередь со стороны цифровых технологий. Разработчики 3D-графики прямо говорят о попытках создания "настоящего" и "реального" трехмерного изображения. Трехмерным хотят сделать плоскость листа (объемная печать, голограмма), экран телевизора (интерактивное и объемное телевидение). Интернет по своей сути пока еще остается ориентированным на страничное восприятие, только разворачивающееся не по горизонтали (как при перелистывании страниц книги), а по вертикали (полоса прокрутки).
Необходимо учитывать и уникальное соотношение бумажного и цифрового миров, особенно в их точке соприкосновения – визуальном восприятии. Сейчас происходит интересное и неповторимое взаимодействие (перекличка) медиаформы с бумажным содержанием и бумажной формы с медиасодержанием... Электронные средства информации еще копируют (перцептуально) бумажные. Сама структура считывания информации подчинена исторической схеме бумажного восприятия. Важно также отметить широкое распространение издания каталогов, посвященных веб- и медиадизайну. Виртуальные интерфейсы помещаются в иную среду, но, отпечатанные на бумаге, являются равноценным средством ознакомления с медиапространством и вообще – посланием. Но точнее было бы говорить в этой связи не о взаимодействии, но об экстраполяции! Такая экстраполяция происходит повсеместно. По такому принципу развивается реклама, когда один и тот же рекламный образ появляется в абсолютно различных пространствах: вначале на телевидении, затем на рекламных щитах, в наружной рекламе, на плакатах в транспорте, журнальных модулях... Как операцию сознания такую экстраполяцию трудно уловить, но, выявив, нельзя больше пассивно наблюдать. По-настоящему этот процесс еще нуждается в осмыслении, изучении в качестве феномена нового визуального восприятия.
Вот что пишет Джон Маеда: "Бумага имеет огромное значение на уровне памяти... К сожалению, компьютерная экранная технология, которую мы используем, оперирует плоскостью, метафорически повторяющей прямоугольники нарезанных листов бумаги. Вместо того, чтобы стремиться к непрямоугольному, неплоскому и бесконечному мультимедийному пространству чистых вычислений..."1) Впрочем, сам Маеда делает эскизы своих проектов на бумаге...
Но бумажная культура, как бы ни была сильна генетически, все же может сойти на нет. Восприятие бумаги, возможно, девальвируется, оставив только тактильные ощущения и воспоминания. Будущее искусство предполагает развитие идеи о "настоящей" трехмерности уже на уровне сверхиллюзии! Но это невозможно без перестройки сознания. Поэтому скромные ростки новой, хотя все еще смутной визуальной парадигмы грозят человеческой цивилизации колоссальным переворотом всего культурно-исторического мироустройства. А это уже настоящая визуальная революция.
Библиографическая справка
1) Maeda John. Maeda @ media, p. 145.
Павел Родькин
При оформлении страницы использован рисунок из книги Маршалла Маклюэна "The medium is the message". Иллюстрация взята с сайта П.Родькина.