На главную страницу

"История с географией"

Выпуски журнала 1996-2004 гг.

Последний номер - 1/2004 г.

Новый номер - 1/2005: "Я" и "Другой"

Здесь могла быть Ваша статья

Алфавитный список статей

Наши авторы

Параллели и меридианы

Добавить свой сайт

Анонсы, объявления, новости

Добавить новость или объявление

Новый ресурс по семиотике!!!

"Не ходите сюда, пожалуйста!"

Наши проблемы

Гостевая книга

"Я к вам пишу...":

green_lamp@mail.ru

borisova_t@rambler.ru

Эти же адреса можно использовать для контактов с нашими авторами

Сюда же можно присылать статьи на темы, имеющие отношение к направлению журнала ("чистая" семиотика, семиотика культуры, культурология, филология, искусствоведение и т.п.).

Как стать нашим автором?

Стать нашим автором очень просто. Нужно взять свой текст в формате Word или (что еще лучше) HTML и прислать по одному из адресов "Зеленой лампы".

Особо хотим подчеркнуть, что у нас нет "своего круга" авторов, мы открыты для всех. (Но и своих постоянных авторов очень любим). Нет ограничений и на объем статьи, на количество статей одного автора, помещаемых в номер. Главные критерии при отборе материала - профессионализм, талант, "блеск ума и утонченность чувств" авторов, соответствие теме номера (кстати, темы можно предлагать, возможно, именно ваша статья и предложит тему одного из следующих номеров). Единственная просьба - не присылать материалов просто для "факта публикации": у нас есть смешные устремления к "гамбургскому счету" - свободному научному общению без каких бы то ни было конъюнктурных соображений...

Ну и - ждем вас! Пишите!

Когда, уничтожив набросок,

Ты держишь прилежно в уме

Период без тягостных сносок,

Единый во внутренней тьме,

И он лишь на собственной тяге

Зажмурившись, держится сам,

Он так же отнесся к бумаге,

Как купол к пустым небесам.

 

Осип Мандельштам.

Восьмистишия (№ 6)

 

 

 

УРОК ПО ТЕМЕ

"УКРАИНСКОЕ БАРОККО"

8 класс Урок № ... ІІІ четверть

Тема. Украинское барокко и его отличительные особенности.

Цель. Познакомить учащихся с особенностями стиля барокко в архитектуре, музыке, живописи на Украине; с историей развития украинского церковного пения; учить их анализировать произведения искусства; делать обобщения; воспитывать интерес к украинскому искусству; совершенствовать вокально-хоровые навыки.

Музыкальный материал. А.Ведель, "Херувимская"; Ф.Миллер, Т.Джилкинсон, Р.Дер (русский текст Р.Рождественского), "Город детства".

Оборудование. Магнитофон. Портрет А.Веделя. Репродукции картин: "Мужской портрет" Доменико ди Бернардо Каприоло; "Портрет князя Долгорукого" Мастера Самуила. "Киево-Печерский государственный историко-культурный заповедник" (авт.Коваль О. и др.). Фоторепродукция с изображением Церкви Сант Андреа аль Квиринале в Риме архитектора Л.Бернини.

Тип урока. Изложение нового материала.

Ход урока.

І. Изложение нового материала.

Постановка задач урока.

Вопросы, способствующие актуализации познавательной деятельности учащихся.

- Сегодня мы поговорим об одном из художественных направлений в искусстве. Стиль попробуйте определить сами (Организация работы с иллюстративным материалом "Киево-Печерской лавры").

- Почему архитектурный стиль, например, этого здания можно характеризовать как стиль барокко? (Обилие украшений, "декоративность" сооружения).

Сообщение темы урока.Украинское барокко и его отличительные особенности.

- Каковы хронологические рамки стиля барокко? (ХVІ - ХVІІІ вв.).

На Украине же этот стиль получил распространение в ХVІІ - ХVІІІ вв.

Определение особенностей стиля барокко в украинской архитектуре.

Сравнить: архитектурные особенности церкви Сант Андреа в Риме и надвратной церкви Киево-Печерской лавры.

Задание: определить, в чем сходство и различие двух архитектурных сооружений.

 

Украинское барокко

экстерьерная роспись

обилие архитектурных украшений

"легкость" строения

металлические "кружева"

 

Итальянское барокко

экстерьерная роспись отсутствует

обилие архитектурных украшений

"легкость" строения

металлические "кружева" отсутствуют

Архитектурные памятники эпохи барокко кажутся ажурными, легкими, сливаются с окружающим пространством за счет обилия украшений. Но украинские памятники архитектуры более "воздушные", ажурные, в них больше украшений. Это объясняется национальными особенностями восприятия украинцами окружающего мира, считавшими церковь "раем на земле", особенным слиянием понятий "красивое" и "духовное".

Барокко в живописи.

- Рассмотрим, как изображался в эту эпоху человек. Вспомните, какой человек был идеалом эпохи Возрождения? (Всесторонне развитая личность).

Демонстрация репродукций картин.

Давайте вспомним приоритеты эпох. В центре внимания художника Средневековья пребывал Бог, эпохи Возрождения - Человек. После утраты возрожденческих идеалов и представлений о человеке как гармоничном существе в эпоху барокко стала актуальной другая формула: человек - второе чудо после Бога и второе чудовище после черта.

Поэтому в картинах эпохи барокко соединялись любовь к украшениям и склонность к мрачной поэтике.

Демонстрация репродукции картины Мастера Самуила "Портрет князя Долгорукого".

Задание: определить противоречия между "духовным" и "земным", существующие в картине, сопоставив интерьер кельи (роскошь обстановки, книги, пышный герб) и аскетизм в изображении человека (темная ряса князя, бледное, аскетичное лицо, полуопущенные веки). "Узагальнений образ людини свого часу, художнє втілення тонкого розуму і темного безуму, палкого кохання й аскетичної відчуженості від життя, смаку до витонченої роскоші (про що свідчить насамперед інтер'єр келії) і водночас глибокого забуття й філософської меланхолії" (А.Макаров).

Итог.

- Что характерно для барокко? (Обилие украшений в архитектуре, церковь, "дух" - "рай на земле"; осознание двойственности, противоречивости личности [возвышенное и земное]).

ІІ. Вокально-хоровая работа.

Распевка - начальные фразы песни "Город детства".

Работа над двухголосием во втором куплете. Сведение голосов. Исполнение песни.

ІІІ. Рассказ учителя о многоголосном пении.

В представлении людей эпохи барокко церковь была "раем на земле". Отсюда - особая роль церковных песнопений во время литургии.

До ХVІ века славянские церковные песнопения были одноголосными. ХVІ век - время проникновения с Запада полифонии в славянскую церковную музыку.

Повторение.

- Что такое полифоническая музыка?

- С чем сравнивал полифоническую музыку Бах?

- Каков минимум голосов в полифонической музыке?

- Как называется самый популярный жанр полифонической музыки? (Фуга).

- Как вступают голоса в фуге? (По очереди. Тема. Равноправие голосов).

Многоголосие народных песен - влияние церковных песнопений.

До ХVІ века - одноголосное пение (речитатив или декламация; отсутствует нотная запись - крюковые записи; знаменные распевы).

В ХVІ веке - службы в католической церкви - полифония. Многоголосие православной церкви - партесное пение (партес - партия).

Пример: Ведель, "Херувимская". Рассказ о композиторе. Возглавлял Киевский и Харьковский хоры. Автор 29 церковных хоровых концертов.

Херувим - высшая категория ангелов. "Херувимская" исполнялась во время причащения.

Разучивание І-ІІІ фразы "Херувимской".

Обратить внимание на родство ІІІ фразы с украинской народной песней.

Исполнение. Обратить внимание на "барочные" украшения мелодии.

Слушание. Анализ. (Образное содержание. Кульминация в ІІІ части; - ІІІ ч. - фуга).

ІV. Итог урока.

- Чем отличались архитектурные памятники эпохи барокко?

- Каковы временные рамки украинского барокко?

- Каков основной вывод философов барокко? ("Возвышенное и земное", "душевные бездны" человека).

Двойственность человеческой натуры, замеченная еще философами барокко, отражается и в творчестве музыкантов наших дней.

Например, гот-рок ("варварский" или "готический"). Сочетание высокого женского голоса (сопрано) и "хриплого" мужского в песнях рок-группы "Театр трагедии" - "возвышенное и земное", "ангельское и дьявольское").

Слушание: "Театр трагедии".

V. Домашнее задание. Обратить внимание на здание Воскресенской церкви в Сумах. Найти "барочные" черты в этом памятнике архитектуры рубежа ХVII-ХVІІІ веков.

 

Библиографическая справка

 

1. Музыкальный энциклопедический словарь / Гл.ред. Г.В.Келдыш. - М.: Советская энциклопедия, 1990.

2. Макаров А. Світло українського бароко. - К.: Мистецтво, 1994.

3. Жолтовський П.М. Український живопис ХVІІ - ХVІІІ століття. - К.: Наукова думка, 1978.

4. Памятники мирового искусства. - М.: Искусство, 1971.

5. Коваль О., Кусок Т., Адамович А., Шиденко В. "Киево-Печерский государственный историко-культурный заповедник". - К.: Радянська Україна, 1990.

6. Історія української музики. Т.1. - К.: Наукова думка. - 1989.

7. Історія української культури. - К.: Либідь, 1994.

 

Наталья Чернова

 

 

 



Хостинг от uCoz