На главную страницу

"История с географией"

Выпуски журнала 1996-2004 гг.

Последний номер - 1/2004 г.

Новый номер - 1/2005: "Я" и "Другой"

Здесь могла быть Ваша статья

Алфавитный список статей

Наши авторы

Параллели и меридианы

Добавить свой сайт

Анонсы, объявления, новости

Добавить новость или объявление

Новый ресурс по семиотике!!!

"Не ходите сюда, пожалуйста!"

Наши проблемы

Гостевая книга

"Я к вам пишу...":

green_lamp@mail.ru

borisova_t@rambler.ru

Эти же адреса можно использовать для контактов с нашими авторами

Сюда же можно присылать статьи на темы, имеющие отношение к направлению журнала ("чистая" семиотика, семиотика культуры, культурология, филология, искусствоведение и т.п.).

Как стать нашим автором?

Стать нашим автором очень просто. Нужно взять свой текст в формате Word или (что еще лучше) HTML и прислать по одному из адресов "Зеленой лампы".

Особо хотим подчеркнуть, что у нас нет "своего круга" авторов, мы открыты для всех. (Но и своих постоянных авторов очень любим). Нет ограничений и на объем статьи, на количество статей одного автора, помещаемых в номер. Главные критерии при отборе материала - профессионализм, талант, "блеск ума и утонченность чувств" авторов, соответствие теме номера (кстати, темы можно предлагать, возможно, именно ваша статья и предложит тему одного из следующих номеров). Единственная просьба - не присылать материалов просто для "факта публикации": у нас есть смешные устремления к "гамбургскому счету" - свободному научному общению без каких бы то ни было конъюнктурных соображений...

Ну и - ждем вас! Пишите!

Когда, уничтожив набросок,

Ты держишь прилежно в уме

Период без тягостных сносок,

Единый во внутренней тьме,

И он лишь на собственной тяге

Зажмурившись, держится сам,

Он так же отнесся к бумаге,

Как купол к пустым небесам.

 

Осип Мандельштам.

Восьмистишия (№ 6)

 

 

 

"КЕМБРИДЖСКАЯ АВОСЬКА"

"Книжная полка" - понятно. "Журнальный столик" - тоже. "Газетница" - объяснили. А как назвать рубрику с новостями из Интернета? "В сетях Интернета" - тавтология (net по-английски и есть та самая сеть). "WWW-паутина"? Во-первых, опять же тавтология (одно из значений web - паутина). Во-вторых, пауки - не самые милые животные, даже неприятные почему-то. И тогда мы вспомнили свой давний спор с другом, ныне театральным режиссером, а тогда - в 1994 году - студентом режиссерского факультета. А дело было так. Друг вернулся в Петербург с очередных заграничных гастролей, а потом приехал в Сумы навестить родителей (и нас). Привез фотографии, буклеты, афиши. Слово за слово, и надо же нам было заговорить с ним об одном семиотическом понятии - так называемой "кембриджской сетке". Мы встретили ожесточенное сопротивление практика театра. Он стал доказывать нам "вредность и ненужность" подобного рода интеллектуальных излишеств, аргументируя это тем, что как раз на одном из спектаклей Льва Додина (при попытке применить в процессе анализа "сетку Юберсфельд") и "обломала зубы" некая заграничная ученая дама, в результате чего все ее теоретические построения рухнули. Мы не сдавались - стояли насмерть. "Кровавый бой" кончился тем, что товарищ наш в сердцах обозвал злосчастную теорию "кембриджской авоськой".

И, как всегда, оказалось: "ничто на Земле не проходит бесследно...". Чем не название для новой рубрики? Маленький фрагмент большой интерсети - сетка (авоська). С Кембриджем еще понятнее: даже "новые русские" ("украинцы" и т.д.) знают, что это такое (правда, в их представлении это скорее не знак фундаментального образования, а диплом с "лейблом", но это все "тонкости", к делу не относящиеся).

Вот мы и решили остановиться на таком названии для рубрики. Естественно, все авторские права на название оставляем за своим другом.

И еще одно важное обстоятельство: появление этой рубрики в ЗЛ стало возможным благодаря спонсорской помощи сумской фирмы "Интерком" (директор - А.Е.Зайцев), чей род занятий - осуществление связи с Интернетом.

Не имея возможности (да, собственно, и цели) поместить здесь всю статью, посвященную неформальным группам и сетям коммуникации в науке (указываем конкретный адрес в Интернете, который поможет желающим разыскать более полный вариант источника), считаем необходимым сделать несколько акцентов.

Первый: все цитаты здесь касаются того, что принято называть "стилем в науке" (подробнее об этом).

Второй: возьмем на себя смелость утверждать, что в терминах семиотики стилями можно назвать определенные типы конфигураций семиотико-нарративных и дискурсивных структур (подробнее о них см. в печатном "Первоисточнике" "Зеленой лампы" № 1-2'98), потому что именно эти структуры, взаимодействуя определенным образом, и создают тексты (дискурсы) с теми или иными стилевыми характеристиками.

Третий: цитируются те отрывки из статьи, которые касаются основных механизмов функционирования и "складывания в конфигурации" указанных семиотических структур в науке.

Так, например, неизвестный автор оригинала этой переводной статьи оперирует понятием "незримый колледж" (это неформальная научная сеть, социальное образование в науке).

Более подробное - и чрезвычайно остроумное - объяснение этого понятия содержится в первой нашей цитате:

"Сомнение в том, что статьи в научных журналах действительно предназначены для прочтения, может показаться смешным. Зачем еще ученые пишут о своих наблюдениях и результатах, если не затем, что хотят, чтобы их коллеги знали, чем они занимаются?

Некоторые социологи науки серьезно сомневаются в том, что главный смысл научных статей - это удовлетворение читательского спроса. С их точки зрения, функция научных статей - это, в первую очередь, маркирование интеллектуальной территории. Они свидетельствуют о проделанной исследовательской работе и представляют собой заявление об эксклюзивном владении конкретным сегментом определенной области знаний. Публикация статьи в научном журнале представляет собой заявку на интеллектуальное владение фрагментом науки, которая в результате является суммой "авторизованного знания". Научные публикации, таким образом, действуют скорее как записи в кадастре интеллектуальной собственности, нежели как способ коммуникации.

Есть ли какие-нибудь факты в поддержку этой точки зрения? Судя по имеющимся данным, ученые занимаются чтением литературы совсем не так интенсивно, как это можно было бы ожидать, если бы они были сильно зависимы от нее как источника информации. В одном из больших исследований коммуникации в психологии АПА (Американская психологическая ассоциация) пришла к довольно неожиданному результату. Оказывается, статьи, распространяемые через несколько тысяч экземпляров журнала, прочитываются всего лишь сотнями подписчиков. Свансон (Swanson, 1966) показал, что только 10 процентов релевантной биомедицинской литературы по исследованиям рака читается специалистами в этой области. Может быть, у них нет времени на чтение? Хагстром (Hagstrom, 1965) цитирует показательный отклик одного выдающегося специалиста в области статистики: "Человек должен решить, что ему делать - читать или писать". Ему вторит Де Солла Прайс: "Журналы, в конечном счете, нужны не для того, чтобы их читать, а для того, чтобы в них публиковаться". Явно чтение - не основное использование научных публикаций.

Каково же объяснение? Ученые рассеянны и неэффективны, они не читают, что было сделано до них, и снова и снова повторяют уже проделанное другими? Конечно, это не так. Ученые очень живо реагируют на вопросы приоритета (Merton, 1975) и терпеть не могут переделывать то, что уже сделали другие, если только это не делается в целях репликации. Если они не читают в таком количестве, в каком мы ожидаем от них, причина может быть проста: они, вероятно, уже знают, что написано в статье. Активный ученый, находящийся в курсе того, что происходит в его области, не зависит полностью от формальных каналов коммуникации, таких, как журналы. Чем он активней, тем больше у него установлено неформальных контактов, помогающих ему отслеживать происходящие в научной жизни события. Он будет знать исследователей в своей области, знакомясь с ними на конференциях или через личную переписку, и ему будет известно об их исследованиях и находках задолго до того, как те будут официально опубликованы в журналах. Он будет знать, что происходит в его области, являясь членом неформальной научной сети - социального образования в науке, которое более известно под популярным названием "незримый колледж" (invisible college).

 

Незримые колледжи и специализации

 

В науке существуют так называемые "сети цитирования". Цитаты неравномерно распределяются среди авторов, это распределение подчиняется принципу "успех приводит к успеху", или, как назвал его Мертон (Merton, 1968), "принципу Мэттью". Выше определенного "порога заметности" существует небольшая элита, которой достается основная масса цитат, в то время как основная масса авторов цитируется мало и постепенно предается полному забвению. Некоторые из ранних исследований социальной структуры науки сочетали анализ цитирования с прямыми социометрическими техниками, такими, как интервью и опросники. Их результаты поддерживают концентрическую модель социальной структуры специализаций. Центральной для специализации является элитная группа, которая доминирует по числу публикаций и цитат и которая занимается координирующей деятельностью. Вокруг нее располагаются периферийные группы, которые значительно больше по количеству членов, но которые интеллектуально и социально зависят от членов центральной группы".

 

Можно выделить два основных способа научного воздействия такого рода элитных научных групп. Первый характеризуется в главке "Паттерны коммуникации и информационные потоки" :

"Исследования массовой коммуникации предлагают простую и всем известную модель изучения отношений между формальными и неформальными коммуникационными каналами. Массовая коммуникация - это информационные потоки, протекающие через масс медиа, такие, как газеты, радио и телевидение. После того, как в этой области одноступенчатая модель информационной "инъекции" была признана неадекватной, доминирующей стала модель "двухступенчатого потока" (two-step flow). В соответствии с этой моделью, информация, распространяемая масс медиа, достигает целевой аудитории не напрямую, а в два этапа. На первом этапе передаваемая средствами масс медиа информация достигает особой категории влиятельных и активных людей - так называемых "opinion leaders". На втором этапе эти лидеры передают послание дальше посредством прямого контакта с членами своего местного сообщества. На первом этапе используются формальные каналы коммуникации масс медиа, на втором - неформальный канал - межличностное общение.

Эта модель явно годится для анализа коммуникации в науке. Научные журналы можно рассматривать как формальные каналы, членов незримых колледжей - как opinion leaders. Последние контролируют поток научной информации. Благодаря своему личному влиянию они усиливают воздействие на определенные сообщества некоторых сообщений, посланных по формальным каналам, в то время как другие сообщения, не усиленные ими, остаются незамеченными. Далеко не каждый обладатель научной степени и ученый, работающий в университете или на производстве, является активным участником научной жизни в своей области. Большинство вынуждено посвящать большую часть времени преподаванию, выполнению административных обязанностей, поиску финансирования и т.д. Можно сказать, что их референтные группы более локальны, нежели космополитические клубы, которые формируют специализации и незримые колледжи. В своей осведомленности относительно того, что происходит "на острие" области их интересов, они, вероятно, зависимы от opinion leaders. В этом смысле они имеют мало отношения к развитию своей специализации в целом".

Второй способ научного воздействия связан с передачей информации, идущей и изнутри, и извне системы.

Изнутри:

"Модель двухступенчатого потока, по-видимому, неприменима в контексте распространения информации внутри специализации. Очевидно, что для внутриспециализационной коммуникации средства медиа типа журналов очень медлительны. Вспомним, однако, что Кроуфорд выделяет фигуры, характеризующиеся ключевыми позициями в распределении информации, как центральную группу исследовательской сети. При рассмотрении состава продуктивных групп в таких сетях поражает то, что они являют собой пример в основном двух типов социальных отношений, которые соответствуют двум типам коммуникации. Во-первых, здесь есть несколько пионеров, иногда работающих вместе, но чаще раздельно в качестве руководителей разных географических центров. Во-вторых, здесь есть студенты, работающие в близком контакте с одним из пионеров. Очевидно, что в таких констелляциях пионеры почти естественным образом становятся opinion leaders, хотя в сетях такого типа они, скорее, передают информацию, идущую изнутри, а не извне системы".

Изнутри и извне; социологические и когнитивные аспекты: (главка "Инновация и дисциплина"):

"Хоть и может показаться, что инновации сопровождаются странными и непредсказуемыми скачками, существуют впечатляющие цепи преемственности, которые поддерживаются через отношения "мастер-ученик". Цукерман (Zuckerman, 1977) проследил такие отношения на выборке нобелевских лауреатов. Ученикам не обязательно оставаться в сфере деятельности своего учителя, чтобы являть собой пример такой преемственности. Мы уже упоминали, что Дельбрюк (молекулярная биология) был студентом Бора. Известно, что Эйнштейн говорил, что он использовал геометрию Минковского потому, что был его учеником. Опять же, консервация и передача традиции научного лидерства и инновативности имеют как социологические, так и когнитивные аспекты. Благодаря своей позиции в социальной структуре науки учителя могут вводить своих протеже в лидирующие научные круги и области инноваций. Качественное преподавание и научное руководство также способствует развитию важных когнитивных навыков. Такое руководство и преподавание не обязательно включает в себя много дидактики, что имело бы, как указывал бы Кун, индоктринирующий эффект. Мы скорее имеем в виду тот способ преподавания, на который ссылается Равец (Ravetz, 1971), и который подчеркивает, что настоящая наука имеет много общего со средневековыми ремеслами и гильдиями, в которых умения передавались от мастера подмастерью главным образом в обстановке близкого межличностного контакта. Такое преподавание, возможно, - наилучший способ инсталляции когнитивных структур, которые продолжают функционировать даже когда ученик мигрирует в другие области науки".

 

Дерябин А.А. Неформальные группы и сети коммуникации (пер. с англ.). (1998). Неформальные группы и сети коммуникации. [WWW-документ]. URL: http://www.nsu.ru/psych/internet/bits/colleges.

Chapter 8. Informal Groups and the Origin of Networks (pp. 132-147). Источник и автор оригинала неизвестны.

 

 

 



Хостинг от uCoz