На главную страницу

"История с географией"

Выпуски журнала 1996-2004 гг.

Последний номер - 1/2004 г.

Новый номер - 1/2005: "Я" и "Другой"

Здесь могла быть Ваша статья

Алфавитный список статей

Наши авторы

Параллели и меридианы

Добавить свой сайт

Анонсы, объявления, новости

Добавить новость или объявление

Новый ресурс по семиотике!!!

"Не ходите сюда, пожалуйста!"

Наши проблемы

Гостевая книга

"Я к вам пишу...":

green_lamp@mail.ru

borisova_t@rambler.ru

Эти же адреса можно использовать для контактов с нашими авторами

Сюда же можно присылать статьи на темы, имеющие отношение к направлению журнала ("чистая" семиотика, семиотика культуры, культурология, филология, искусствоведение и т.п.).

Как стать нашим автором?

Стать нашим автором очень просто. Нужно взять свой текст в формате Word или (что еще лучше) HTML и прислать по одному из адресов "Зеленой лампы".

Особо хотим подчеркнуть, что у нас нет "своего круга" авторов, мы открыты для всех. (Но и своих постоянных авторов очень любим). Нет ограничений и на объем статьи, на количество статей одного автора, помещаемых в номер. Главные критерии при отборе материала - профессионализм, талант, "блеск ума и утонченность чувств" авторов, соответствие теме номера (кстати, темы можно предлагать, возможно, именно ваша статья и предложит тему одного из следующих номеров). Единственная просьба - не присылать материалов просто для "факта публикации": у нас есть смешные устремления к "гамбургскому счету" - свободному научному общению без каких бы то ни было конъюнктурных соображений...

Ну и - ждем вас! Пишите!

Когда, уничтожив набросок,

Ты держишь прилежно в уме

Период без тягостных сносок,

Единый во внутренней тьме,

И он лишь на собственной тяге

Зажмурившись, держится сам,

Он так же отнесся к бумаге,

Как купол к пустым небесам.

 

Осип Мандельштам.

Восьмистишия (№ 6)

 

 

 

Юлия Васильевна Вишницкая

  МИФОЛОГЕМЫ АЛЕКСАНДРА БЛОКА В РУССКОМ ЭТНОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук

 

Раздел 2. Часть 2. Мифологемы, актуализирующие "путь"

2.2. Щит в художественных текстах А.Блока

Психологический ассоциатив "щит как материализованная защита" переносит изначально рыцарско-богатырский атрибут в центр текстовых бытийных миров.

"Щит" реконструирует прошедшее как в культурно-мифологическом, так и в векторно-хтоническом. Былые времена ретроспектируются "старинным, родовым щитом" (II-307) – символом наследия свободолюбивых традиций. "Щит" аккумулирует вокруг себя контекст "богатыря" ("воина" (I-349, V-354), "великана" (II-235) с "могучими плечами" (I-350), несущего "тяжелый щит" (I-354). Мотив тяжести имитирует мотив человеческих страданий (которые сходятся в образе – состоянии любви) (IV-166, 223). И, вбирая в себя семантику "недюжинной силы", "щит" становится символом защиты, надёжности.

В этом контексте данный образ является важнейшим атрибутом пространств, в которых живут Он и Она. "Повесить щит" в открытом "далям" мире Девы и в таком же безграничном пространстве, средь морей, где "пропал" Он, Ищущий Её, – это, своего рода, магический ритуал, семиотизирующий обрядовый хронотоп. "Высокий дуб" (I-534) и "чаща древесная" (I-530), где повешен щит, превращаются в знаки иных миров, которые излучают импульсы вечности, так как "щит" забирает символику силы, непокорности, бессмертия у дерева – дуба. Так происходит ритуал семиотического "намагничивания" пространства, в котором уже все его объекты "заговорены" от погибели, от забвения. "Щит" декларирует символику магического знания и отождествляется с книгой – святыми письменами:

Пропал я в морях

На неясной черте.

Но остался мой страх

И слова на щите (I-530).

В этом магическом хронотопе, где "щит" хранит тайны слова, имплицируется встреча, а вслед за ней – мир абсолютного счастья (I-321): "... вечный девиз, и если бы я начертал его на своём щите, то прожил бы долгую жизнь властелина, и распри мои с миром были бы такие же свободные и мирные, как этот ветер, освежающий лицо: просто я покорил бы сердца всех золотокудрых красавиц, я заточил бы непокорного вассала в сырое подземелье; под игом моим была бы вся окрестная страна..." (V-86). При этом "щит" переносится во внутренний мир героя, концентрируясь в центре души, в сердце:

Новый щит я подниму для встречи,

Вознесу живое сердце вновь.

Ты услышишь сладостные речи,

Ты ответишь на мою любовь (I-161).

В момент отождествления сердца и, по сути, неживой вещи-артефакта происходит "одушевление" последнего; "щит" "загорается" (и "в сердце догорит" (I-161). "Щит ослепительно сверкучий" (II-134) выходит в инобытийные миры оживших состояний (где "поет мечта" – I-321): он, не ведая границ и преодолевая все препятствия, свободно парит "в разрыве синих туч" (II-134), размыкая все пространства и времена. И уже тот, в чьем сердцещит, зажженный "господней рукой" (I-286), равен Богу:

Я правлю, архангел, Её судьбой... (I-286).

"Золото" и драгоценный "камень зелёный" (I-286) превращает "щит" в символ недостижимости, вечности, свободы. Кроме того, символика свободы, счастья коррелируется звуковой семантикой: "звон щита" становится материализованной свободой:

Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!

И приветствую звоном щита! (II-272).

Именно в этом контексте звукосимволических скрещений "щит" проявляет наивысшую точку схождения "простой вещи" и символа: рождается символ гармонии, музыки (в отличие от хаоса) [см. об этом: 139: 221]. Итак, в сотворённом золотым щитом (как и золотым мечом – см. предыдущий параграф исследования) мире сакрализуется всё: знаки, начертанные на щите, хранят божественную тайну гармонии и свободы, господнее покровительство [см. 38: 804].

Интересно, что в этом освящённом пространстве, где сияет "золото щита", нет места военному щиту, щиту смерти, ибо вынужден служить в смертельных битвах прикрытием, защитой, заслоном (II-273):

Вот – равные, идут на воле,

На них – одной мечты наряд,

Ведь там, в широком божьем поле,

Нет ни щитов, ни битв, ни стад (I-354).

Кроме хтонической ретро- и проспекции "меч" эксплицирует и мифопоэтический библейский текст, в котором рождаются символические аналогии камня, прикрывающего вход в Божью гробницу, и "щита", которым "друзья накрыли" Его, павшего в бою. Библейский мотив разверженного входа имплицируется в символе "раскаленного щита":

На четвертый день я восстану,

Подыму раскаленный щит.

Растравлю песком свою рану

И приду к Отшельнице в скит (I-365-6).

Читать дальше

К оглавлению

Библиографическая справка

 

 

 

 

© Вишницкая Юлия Васильевна. Мифологемы Александра Блока в русском этнокультурном пространстве

Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. – Киев, 2003. Институт языковедения имени А.А.Потебни Национальной академии наук Украины. Научный руководитель - Озерова Нина Григорьевна, доктор филологических наук, профессор

 

При оформлении страницы использован фрагмент работы Эдуарда Берн-Джонса "Принц вступает в заросли шиповника"

Репродукция взята с сайта www.elibron.com

 

 

 


Хостинг от uCoz